Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание новой картины мира. Переоценка ценностей

Общая характеристика XX века.

ХХ век рассматривается как переломный момент в развитии человека и человечества и создании новых форм культуры. Это – кризисная эпоха, выражающая переход от старого к новому, причем в высшей стадии этого перелома, переходящего в разрушение старого. Материал лекции позволяет сформировать культурно-исторические компетенции – способность понимать закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

Культура ХХ века – не первая переломная неклассическая эпоха, эстетические, этические ценности которой были поставлены под сомнение. Но культура ХХ века характеризуется переломом, сдвигом во всех сферах жизни: начиная от науки и техники, революционных сдвигов, военных и политических баталий, охватывающих масштабные территории до кардинальных изменений в искусстве и нравственности человека. Это позволяет понять нравственные обязанности человека и воспринять роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, что соответствует художественно-эстетическим компетенциям.

Динамичное развитие техники было воспринято в начале ХХ века как возможность разрушения единства Природы, воссоздания заново нового природного, культурного и социального ландшафта. Человек становился демиургом, стремящимся создать новую красоту мира, природы и самого человека, что позволяло говорить об антропологическом повороте, о проблематичных ценностях человека.

 

ХХ век – это не просто создание новой картины мира, но и разрушение старой, разрыв с традициями, переоценка ценностей, в соответствии с концепцией Ф.Ницше. Происходит разрушение целостности картины мира, утрата ее иерархичности. Разрушение старой картины мира произошло во всех сферах культуры: опыты по расщеплению ядра, изучение принципа дополнительности Н.Бора, возникновение теории относительности А.Эйнштейна, разложение человека на элементы в психоанализе З.Фрейда.

Возник разрыв между научным мировоззрением и внутренним миром человека, нестыковка «естественного – научного и гуманитарного» знания, призванного понять причины и проблемы кризиса естественных наук.

Возникла идея преобразования мира, причем преобразование мира в искусстве предшествует научному и даже социальному изучению мира. Как пишет Б. Гройс, авангард в искусстве предшествует революции в политике.

Искусство утрачивает миметическую природу и стремится не к отображению мира, а к его реальному преображению. Происходит разрыв с реальностью, предметным миров, содержанием. Реализм уходит на второй план, приобретает иные формы.

Символ этой эпохи стал «Черный квадрат» К.Малевича, окончательным преодолением классических традиций. «Черный квадрат» рассматривался как знак Ничто, пустоты, заключающий в себе все или знак космической смерти. Но главная идея К. Малевича – идея созидание новой вселенной (новой культуры, нового человечества) – пересекалась с новейшими неклассическими теориями в физике и математике. «Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры» (К. Малевич)

Вместо стремления к гармонии, присущего классической культуре, возникает картина мира, утратившего устойчивые ориентиры, стабильность, уют, определенную точку меры. Утверждается идея вариативности и многомерности как главные принципы жизни.

В то же время художник ХХ века стремится найти первовещество, первоматерию, первоэлементы, из которых создается мир. Подобно Ф. Ницше, обратившемуся к архаической Греции художники и философы ХХ века стремятся найти изначальное, дологическое первоначало.

К концу ХIХ – началу ХХ в. кардинально меняется школа ценностей. Традиционные ценности заменяются законами революционной целесообразности, классовой морали. Будущее воспринимается по разному: утверждение заката культуры и цивилизации характерны для декаданса, устремленность в будущее, стремление к обновлению мира и человека – для авангарда. Начало ХХ века обращается к сущностным проблемам человеческого бытия, отношением человека с Богом, Судьбой в творчестве Л. Андреева.

Театр пытается сформировать нового человека, как в телесном плане, так и в духовном, метафизическом, обличая тяготение к быту, инстинктам. Задача переделки человека, поставленная искусством, решается в революционных и социальных устремлениях

Наряду с рациональным познанием возникает иррациональное ощущение человека, стремление передать потрясенное создание современного человека, утратившего метафизические корки, потерянного в мире без законов и норм, без правил, точки опоры, лежащей вне мира.

Человек стремится к безграничной свободе, избавлению от Абсолюта, выдвигая вместо него Историю, Общество, Классы и сам стремясь стать абсолютом.

На рубеже XIX – XX века происходит всеобщая переоценка ценностей, которая сочетается с возрастающей экономической и социальной активностью. Рождается ощущение катастрофизма, что находит выражение как в обыденном мироощущение, так и в философии и искусстве.

Особенностями кризиса является ощущение неопределенности, построений изменчивости, отсутствие целостности и устойчивости.

Начинается «перерождение» европейского рационализма, который все больше сливается с техникой и все менее влияет на мировоззрение. Происходит «овешнение» рационализма, в результате которого человек превращается в придаток машины, безликую массу, в которой он чувствует себя совершенно одиноким. Вопросы смысла или бессмысленности мира, цели, психологии становятся несущественными, что приводит отчужденности, бесперспективности пребывание человека в мире.

Одновременно зарождается иррационалистическая философия и искусство, которые пытаются найти выход из кризиса.

Иррациональные мироощущение формирует новое понимание жизни, понимали ее только как миг, мгновение, понимаемое интуитивно и не ставящее вопросы понимания смыслом целей. Иррациональные мироощущения наиболее полно выразил Ф.Ницше в его идеал переоценка ценностей и нигилизма.

Нигилизм означает период, в котором прежние принципы уже отвергнуты, а новые еще не сформированы. Человек живет на границе между культурами в эпоху безвременья. Человек получает безграничную свободу выбора: нет ничего заранее данного, человек сам определяет свое место в мире. Но реальность показывает, что «сверхчеловек», о котором писал Ф.Ницше должен справиться прежде всего со своей свободой. Он пытается убежать от нее, переложить ответственность на других (Э.Фромм «Бегство от свободы») Человек все больше ощущает себя существом без ясного смысла, четкой цели будущего. Свобода, которую получил человек, не дает ему ощущение надежности, уверенности, защищенности. Возникает обезличивание культуры потеря человеком индивидуальности кризис морали, когда исчезает различие между моральным и аморальным, добром и злом; подлость воспринимается как шалость, геройство как ненужная бравада.

Изменение культуры находит свое выражение в искусстве, которая пытается вернуть утраченный смысл мира. Искусство выражает изменения в структуре личности.

Культура ХХ века имеет множество направлений. Можно говорить о плюрализме, мультикультурной реальности. Обратимся к двум многообразным направлениям искусства и философии, наиболее полно выразившим неклассическую сущность культуры ХХ века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура XX века | Модернизм как направление культуры ХХ века. Основные направления модернизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.