Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология корня

Почва

Корневые системы

Корневая система – это совокупность всех корней растения. В образовании корневой системы участвует главный корень, боковые и придаточные корни. По форме различают два основных типа корневых систем:

 

Стержневая корневая система(А) имеет хорошо выраженный главный корень. Она характерна для двудольных растений.

Мочковатая корневая система(Б) образована боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Она типична для однодольных растений.

 

Для нормального роста и развития растений необходимы вода и питательные вещества, источником которых является почва. Почвой называют верхний корнеобитаемый, плодородный слой земной коры, в котором располагаются корни растений.

Любая почва состоит из трех главных компонентов:

• твердой фазы – мелкораздробленных простых и сложных минералов, органических веществ;

• жидкой фазы – почвенного раствора;

• газообразной фазы – почвенного воздуха.

Твердая фаза на 90% и более состоит из минералов и примерно на 10% из органических веществ – гумуса, образованного остатками растительного и животного происхождения. Количество гумуса в почве определяет ее плодородие. Содержание гумуса можно определить по цвету почвы: чем больше в почве гумуса, тем она темней.

Жидкая фаза представляет собой водный раствор различных минеральных солей, углекислоты, минеральных и органических кислот. Она служит непосредственным источником питательных веществ для растений.

Газообразная фаза служит источником кислорода для дыхания корней.

В основе классификации почв лежит размер частиц твердой фазы — от крупного гравия (свыше 2 мм в диаметре) до глины (диаметр частиц менее 0,002 мм). Различают каменистые, песчаные, суглинистые (50% песка, 25% пыли и 25% глины) и подзолистые почвы. Самыми благоприятными для произрастания растений являются черноземы — почвы, богатые перегноем. От механического состава почвы зависит ее влаго- и воздухоемкость.
Помимо гумуса почва содержит большое количество бактерий и грибов, принимающих участие в разложении органических остатков.

Удобрения
Для улучшения роста растений в почву вносят минеральные вещества и органические соединения — удобрения. Удобрением называются органические или минеральные вещества, применяемые для улучшения условий питания растений.
Удобрения делят на две группы:

органические (навоз, торф, навозная жижа, птичий помет, фекалии, компосты, зеленое удобрение);

минеральные — азотные, фосфорные, калийные и другие промышленные удобрения, а их местных удобрений — зола.

Минеральные удобрения. Промышленные удобрения в зависимости от содержания основных питательных элементов делятся на:

простые, или односторонние — удобрения, содержащие в своем составе лишь один из трех важнейших питательных элементов (N, P или K) — азотные, фосфорные, калийные;

сложные, или комбинированные — удобрения, содержащие в своем составе два или три элемента: азотно-калийные, азотно-фосфорные, азотно-фосфорно-калийные (нитрофоски).
К важнейшим удобрениям относятся:

азотные — аммиачная селитра, карбамид (синтетическая мочевина), сульфат аммония, хлористый аммоний, натриевая селитра, кальциевая селитра (усиливают рост стеблей и листьев);

фосфорные — суперфосфат простой, суперфосфат двойной, фосфоритная мука, костяная мука (продлевают цветение, ускоряют созревание плодов);

калийные: хлористый калий, сульфат калия, карбонат калия, сернокислый калий (усиливают рост корней, луковиц, клубней);

комплексные удобрения: сульфатная нитрофоска, сернокислая нитрофоска, нитроаммофоска (N, P, K), аммофос, диаммофос (N, P), полифосфат калия, метафосфат калия (P, K).


Кроме N, P, K, требующихся растениям в значительных количествах, растениям необходимы и некоторые другие элементы, такие как бор, марганец, медь, молибден, цинк и другие. Эти элементы требуются не всем культурам и не на всех почвах в незначительных количествах. Они необходимы для получения высоких урожаев. Такие элементы получили название микроэлементов, а удобрения, их содержащие, — микроудобрениями. Микроудобрениями могут быть и отходы промышленности, и специально выпускаемые соединения.

Органические удобрения. Достоинством органических удобрений является, прежде всего, их комплексность. Они соединяют в себе и минеральные соли, и органические вещества, образующие при разложении не только минеральные соединений, но и много углекислого газа, то есть улучшают и корневое и воздушное питание растений.
Одним из основных органических удобрений является навоз — отход животноводства, состоящий из выделений животных и подстилки. Органические вещества навоза становится доступным растениям лишь после минерализации. Этот процесс протекает медленно, поэтому в течение нескольких лет растения обеспечиваются необходимыми им веществами.
Вместе с навозом в почву вносится не только бесчисленное количество микробов, но и важный источник их пищи, что усиливает энергию биологических процессов в ней.
Применение навоза одновременно улучшает корневое и воздушное питание культур. Но это еще не все. Органические вещества навоза способствуют увеличению содержания в почве гумуса.

Применение удобрений. Наиболее высокие прибавки урожая получают при правильном сочетании органических и минеральных удобрений, поскольку они взаимодополняют друг друга в целом ряде отношений.
Польза от совместного применения или сочетания органических и минеральных удобрений заключается в том что:

  • органические удобрения действуют медленно, минеральные быстро; для растений создаются лучшие условия питания в том случае, когда внесены обе группы удобрений;
  • органические вещества поглощают излишки минеральных удобрений и затем постепенно отдают их;
  • органические удобрения доставляют пищу полезным микробам, которые превращают ее в необходимые растениям соли;
  • органические удобрения улучшают структуру и свойства почвы.

Действие удобрений на растения зависит не только от их вида, состава, растворимости, но и от способа внесения в почву. Существует три способа применения удобрений:

· Основное удобрение вносят перед вспашкой и заделывают в почву (навоз, торф и не менее двух третей минеральных удобрений, предназначенных для культуры). Основное удобрение растения используют для питания в течение большей части вегетационного периода.

· Припосевное удобрение вносится в небольших количествах при посеве семян, посадке клубней, корней, рассады. Оно снабжает растения хорошо доступной пищей в начале роста, когда корневая система еще слаборазвита. Поэтому в качестве припосевного удобрения используют легко растворимые в воде и быстро усваиваемые растениями вещества.

· Подкормка — внесение легкоусвояемых удобрений в сухом или растворенном виде во время роста растений. При подкормке обычно вносят вещества, наиболее необходимые растению в данный период его жизни.
Для правильного внесения удобрений необходимо знать состав почвы и потребность того или иного вида растений в питательных веществах.

Рост корня. Корень обладает неограниченным ростом. Растет он верхушкой, на которой располагается апикальная меристема.
Возьмем 3-4 дневные проростки семян фасоли, нанесем на развивающийся корень тушью тонкие метки на расстоянии 1 мм друг от друга и поместим их во влажную камеру. Через несколько дней можно обнаружить, что расстояние между метками на кончике корня увеличилось, в то время как в более высоко расположенных участках корня оно не меняется. Этот опыт доказывает верхушечный рост корня (рис. 2).
Данный факт используется в практической деятельности человека. При пересадке рассады культурных растений проводят пикировку — удаление верхушки корня. Эта приводит к прекращению роста главного корня и вызывает усиленное развитие боковых корней (рис 3). В результате всасывающая площадь корневой системы значительно увеличивается, все корни располагаются в верхних наиболее плодородных слоях почвы, что приводит к увеличению урожайности растений.

 

Рис. 2. Рост корня в длину.   Рис. 3. Пикировка.

 

Поглощение корнем и транспортировка воды и минеральных веществ. Поглощение из почвы и передвижение к наземным органам воды и минеральных веществ — одна из важнейших функций корня. Эта функция возникла у растений в связи с выходом на сушу. Строение корня приспособлено для поглощения воды и элементов питания из почвы. Вода попадает в тело растения через ризодерму, поверхность которой сильно увеличена благодаря наличию корневых волосков. В этой зоне корня формируется проводящая система корня — ксилема, необходимая для обеспечения восходящего тока воды и минеральных веществ.

Поглощение воды и минеральных веществ.

Поглощение воды и минеральных веществ растением происходит независимо друг от друга, так как эти процессы основаны на различных механизмах действия. Вода проходит в клетки корня пассивно, а минеральные вещества поступают в клетки корня в основном в результате активного транспорта, идущего с затратами энергии.
Вода поступает в растение в основном по закону осмоса. Корневые волоски имеют огромную вакуоль, обладающую большим осмотическим потенциалом, который обеспечивает поступление воды из почвенного раствора в корневой волосок.

Горизонтальный транспорт веществ.

Поглощению минеральных веществ способствует и выделение корнем различных органических кислот, переводящих неорганические соединения в доступную для поглощения корнями форму.
В корне поперечное движение воды и минеральных веществ осуществляется в следующем порядке: корневой волосок, клетки паренхимы коры, эндодерма, перицикл, паренхима осевого цилиндра, сосуды корня. Горизонтальный транспорт воды и минеральных веществ происходит по трем путям (рис. 4):

  • Путь через апопласт (Апопласт — система, включающая в себя все межклеточные пространства и клеточные стенки). Данный путь является основным для транспорта воды и ионов неорганических веществ.



    Рис. 4. Горизонтальный транспорт воды и минеральных веществ в корне:
    1 — клетки эндодермы двудольных растений; 2 — клетки эндодермы однодольных растений; 3 — вакуолярный путь; 4 — апопластный путь; 5 — симпластный путь.


  • Путь через симпласт (Симпласт — система протопластов клеток, соединенных посредством плазмодесм). Служит для транспортировки минеральных и органических веществ.
  • Вакуолярный путь. Вода переходит из вакуоли в вакуоль через другие компоненты смежных клеток (плазматические мембраны, цитоплазма и тонопласт вакуолей). Этот путь используется исключительно для транспорта воды. Передвижение по вакуолярному пути в корне ничтожно мало.


В корне вода передвигается по апопласту до эндодермы. Здесь ее дальнейшему продвижению мешают водонепроницаемые клеточные стенки, пропитанные суберином (пояски Каспари). Поэтому вода попадает в стелу по симпласту через пропускные клетки (вода проходит через плазматическую мембрану под контролем цитоплазмы пропускных клеток эндодермы). Благодаря этому происходит регуляция движения воды и минеральных веществ из почвы в ксилему. В стеле вода уже не встречает сопротивления и поступает в проводящие элементы ксилемы.

Вертикальный транспорт веществ.

Корни не только поглощают воду и минеральные вещества из почвы, но и подают их к надземным органам. Вертикальное перемещение воды происходит по мертвым клеткам, которые не способны толкать воду к листьям. Вертикальный транспорт воды и растворенных веществ обеспечивается деятельностью самого корня и листьев. Корень представляет собой нижний концевой двигатель, подающий воду в сосуды стебля под давлением, называемым корневым. Под корневым давлением понимают силу, с которой корень нагнетает воду в стебель. Корневое давление возникает главным образом в результате повышения осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Оно является следствием активного выделения клетками корня минеральных и органических веществ в сосуды. Величина корневого давления обычно — 1-3 атм.
Доказательство наличия корневого давления служит “плач растения” и гуттация.
Плач растения ” — это выделение жидкости из перерезанного стебля. Такую жидкость называют пасокой.
Гуттация — это выделение воды у неповрежденного растения через кончики листьев, когда оно находится во влажной атмосфере или при интенсивном поглощении воды и минеральных веществ из почвы.
Верхний концевой двигатель, обеспечивающий вертикальный транспорт воды — присасывающая сила листьев. Она возникает в результате транспирации — испарения воды с поверхности листьев. При непрерывном испарении воды создается возможность для нового притока воды к листьям. Сосущая сила листьев у деревьев может достигать 15-20 атм.
В сосудах ксилемы вода движется в виде непрерывных водяных нитей. При движении вверх молекулы воды сцепляются друг с другом (когезия), что заставляет их двигаться друг за другом. Кроме того, молекулы воды способны прилипать к стенкам сосудов (адгезия). Таким образом, поднятие воды по растению осуществляется благодаря верхнему и нижнему двигателям водного тока и силам сцепления молекул воды в сосудах. Основной движущей силой является транспирация.

  Рис. 5. Корнеплоды: 1, 2 — морковь, 3, 4 — репа; 5, 6, 7 — свекла.

Запасающие корни. Часто корень выполняет функцию накопления запаса питательных веществ. Такие корни называют запасающими. От типичных корней они отличаются сильным развитием запасающей паренхимы, которая может находиться в первичной (у однодольных) или вторичной коре, а также в древесине или сердцевине (у двудольных). Среди запасающих корней различают корневые клубни и корнеплоды.

  • Горизонтальный пунктир показывает границу стебля и корня, черным цветом обозначена ксилема.
    орневые клубни характерны как для двудольных, так и для однодольных растений, и образуются в результате видоизменения боковых или придаточных корней (чистяк, ятрышник, любка). Вследствие ограниченного роста в длину они могут иметь овальную, веретеновидную форму и не ветвятся. У большинства видов двудольных и однодольных клубень является лишь частью корня, а на остальном протяжении корень имеет типичное строение и ветвится (батат, георгина, лилейник).
  • Корнеплод образуется, в основном, в результате утолщения главного корня, но его образовании принимает участие и стебель (рис. 5).


Корнеплоды характерны и для многих культурных овощных, кормовых и технических двулетних растений, и для дикорастущих травянистых многолетних растений (цикорий, одуванчик, скорцонер, женьшень, мак восточный).
Чаще всего корнеплоды образуются в результате вторичного утолщения корней (морковь, пастернак, петрушка, сельдерей, репа, редька, редис). При этом запасающая ткань может развиваться как в ксилеме, так и в флоэме. В утолщении главного корня может принимать участие и перицикл, формируя добавочные камбиальные кольца (у свеклы).

Метаморфозы корня. Помимо рассмотренных выше запасающих корней существуют другие метаморфозы корня. Обычно они формируются при выполнении корнем не характерной для него функции.

  • Воздушными корнями называют любые корни, расположенные в воздухе, но чаще под этим термином понимают корни орхидей и других эпифитов, которые свешиваются со стволов деревьев.
  • Дыхательные корни выполняют функцию газообмена и характерны для болотных деревьев, например, некоторых фикусов и мангров. Их называют пневматофорами, они торчат из земли, напоминая щетку.
  • Корни – подпорки помогают укреплять стебель. У кукурузы это придаточные корни в основании стебля, у фикуса баньяна они свешиваются с ветвей, растущих в горизонтальном направлении. В результате вокруг ствола образуется целая роща из придаточных корней. Если ствол погибнет, дерево продолжит свое существование, функции стволов выполнят придаточные корни.
  • Ходульные корни у мангров помогают им не утонуть в жидкой грязи. Они образованы в основном боковыми корнями и по внешнему виду напоминают перевернутые кроны деревьев.
  • Корни – прицепки есть у плюща. Это придаточные корни, которые врастают в трещины коры или камня и закрепляют стебель на поверхности.
  • Корни – присоски врастают в корень или стебель другого растения и называются гаустории. Они характерны для растений паразитов и полупаразитов. Паразиты не умеют фотосинтезировать, их корни врастают и в ксилему и во флоэму хозяина, добывая все типы питательных веществ. Само растение не способно фотосинтезировать, поэтому не имеет зеленой окраски, например петров крест, заразиха, повилика, раффлезия. Полупаразиты зеленые, фотосинтезируют и берут у хозяина только минеральные вещества, поэтому их гаустории врастают в ксилему. Примеры - омела, иван-да-марья.
  • Корневые отпрыски – это горизонтально растущие корни, на которых образуются придаточные почки, что обеспечивает вегетативное размножение. Это характерно для сливы, осота, малины.
  • Втяжные корни отрастают от луковиц и корнеплодов. Они помогают многолетним растениям углублять в землю запасающие органы.
  • Микориза или грибокорень – симбиоз гриба и растения, при котором гриб получает продукты фотосинтеза, а растение – дополнительное минеральное питание. Типично для многих цветковых растений, в том числе травянистых.
  • Клубеньки на корнях, содержащие азотофиксирующие бактерии. Они обеспечивают растение дополнительным источником азота. Типичны для бобовых растений, что позволяет им повышать плодородие почвы. Клубни на корнях ольхи помогают этому дереву жить на заболоченной почве, в которой мало минерального питания.
   
   
     

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анатомическое строение корня | Введение. для студентов лечебного, медико-профилактического, стоматологического
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.