Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи природопользования как науки




По Ю.Н. Куражковскому (1969) "задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями". Следовательно, одной из важнейших задач природопользования как науки является разработка принципов оптимиза­ции взаимоотношений человеческого общества и природы.

Можно выделить следующие основные цели природопользования как науки:

1. Рациональное размещение отраслей производства на Земле.

2. Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.

3. Рациональная организация взаимоотношений между отраслями произ­водства при совместном пользовании угодьями:

а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;

б) обеспечение воспроизводства для растущих производств - расшире­ние воспроизводства используемых ресурсов;

в) комплексность пользования природными ресурсами.

4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организ­мов:

а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате человеческой деятельности;

б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов или привнесение в нее тех компонентов, которые необходимы в ней, но находятся в недостатке.

5. Рациональное преобразование природы.

 

Исходя из вышеперечисленных целей и задач природопользования (как науки), в курсе лекций мы рассмотрим ряд вопросов:

 

1. Современное состояние и характеристика природной сре­ды, ее продуктивность и круговорот веществ в биосфере, научно-технический прогресс и его воздействие на природу;

2. Качество окружающей природной среды и его нормиро­вание; мониторинг загрязнения и методы контроля измене­ний состояния окружающей природной среды.

3. Сущность, виды и механизм (порядок) природопользова­ния; общие принципы рационального природопользования; природозащитные мероприятия и роль технического прогрес­са в охране окружающей среды; экономика, финансирова­ние и планирование природоохранных мероприятий; особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении экологического равновесия.

4. Организационные и правовые основы рационального природопользования и охраны окружающей природной сре­ды; экологическая паспортизация объектов и экспертиза вред­ного воздействия на окружающую среду техногенного и ант­ропогенного типа; международное сотрудничество в области природоохранной деятельности.

Основные антропогенные воздействия на экосистемы можно подразделить на:

- загрязнения - внесение в среду нехарактерных для нее новых физических, химических, биологических агентов (элементов, соединений, материалов, объектов) или превышение имеющегося в природе естественного уровня этих агентов;

- преобразования и разрушения природных комплексов или ландшафтов (нем. Landschaft - общий вид местности) - в результате технических воздействий в процессе добычи природных ресурсов, при сельскохозяйственных работах, строительстве и т.п.;

Ландшафт - природный географический комплекс, в котором все компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир - находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему. Ландшафты подразделяются на:

1. Естественные (с ненарушенным строением). Это комплексы, которые могут посещаться человеком, а также находиться под влиянием соседних измененных систем, однако все эти внешние по отноше­нию к ним влияния не изменяют их структуры.

2. Измененные (с нарушенным строением). К этой группе относятся:

а) антропо­генно-естественные системы (комплексы), то есть возник-шие под воздействи­ем человека (прямым или косвенным), но в дальнейшем раз­вивающиеся как естественные, без влияния человека, напри­мер, пойменные луга, которые образуются на месте вырублен­ного у реки леса;

б) антропогенно-восста­навливаемые комплексы, то есть находящиеся в процессе своего восстановления, например, сосновый лес средней полосы, воз-никший под влиянием человека (вырубка коренного леса, пожар), через некоторое время превращается в ельник, который является зональным типом для данного района.

в) антропогенно-деградируемые комплексы, формирующиеся при разрушении окультуренных геокомплексов (см.ниже). Процессы, разрушающие структуру окультуренного комплекса, - это эрозия, засоление, заболачивание, возникновение развеваемых песков и т. п.

Эрозии почвы - разрушение и смыв плодородного слоя почвы водой и ветром.

3. Окультуренные ( преобразованные) -целенаправленно измененные. Это, в основном, земли сельскохозяйственного и рекреационного использования: пашни, культурные пастбища, сады, насажденные леса и парки, плантации и т. п.

Преобразования ландшафтов в города и иные поселения человека, в сельскохозяйственные угодья и промышленные комплексы охватило уже более 20% территории суши. В процессе антропогенного освоения природных комплексов происходит изменение условий существования, как отдельных видов, так и целых сообществ:

1. Антропогенные изменения ведут к обеднению видового состава и упрощению биоценотических связей в экосистеме; упрощение почти всегда связано со снижением устойчивости систем, как к внешним воздействиям, так и к нарушениям динамического равновесия внутрисистемных взаимосвязей.

2. Деятельность человека может также увеличивать биологическое разнообразие и усложнять связи в биоценозе.

3. Антропогенные ("культурные") ландшафты всегда несут черты, свойственные каким-либо естественным. Это определяет их пригодность, и даже привлекательность для организмов определенных жизненных форм. На этом строится формирование биотических комплексов антропогенных экосистем.

Одна из наиболее обычных форм антропогенного изменения ландшафта - его упрощение, создание "ландшафтной монотонности" и на этой основе - разрушение сложных экосистем с заменой их более простыми.

По типу использования ландшафты (направленности антропогенных изменений) можно разделить на три группа:

1. Сельскохозяйственные ландшафты -это ландшафты, из­мененные в процессе сельскохозяйственного труда населения (рас­тениеводство, животноводство и другие отрасли). Под влиянием человека естественный растительный покров в них заменяется по­левыми и луговыми культурами, а также фруктовыми садами, па­секами и т. п.

Все это существенно изменяет природную систему. Особенно сильно трансформируется тепловой и водный режим территории. Так, испарение и сток в сельскохозяйственных ланд­шафтах происходит интенсивнее, чем на территориях, покрытых лесом. На полях задерживается меньше влаги, но тепловой обмен выражен ярче, поскольку приток световой энергии на поверхность боль­ше, чем в лесу. Это оказывает влияние на деятельность микроор­ганизмов, на характер процессов почвообразования и др.

2. Лесохозяйственные ландшафты -это ландшафты, изме­ненные в процессе лесопользования. Наименее нарушены экосис­темы, в которых преобладают леса, имеющие водоохранное и поч­возащитное значение.

3. Горнопромышленные ландшафты -это ландшафты, изме­ненные в результате добычи полезных ископаемых, главным образом, открытым способом. В данных системах происходит коренное изменение литогенной (от гр. lithos - камень + genоs) основы ландшафтов, почв, растительности.

Кроме указанных групп, по типу использования выделяются также следующие виды антропогенных ландшафтов: водохозяйственные - используемые в целях ведения водного хозяйства и из­меняемые в процессе мелиоративного строительства; рекреацион­ные (от лат. recreation - восстановление) - используемые и изменяемые в процессе организации отды­ха населения; застроенные территории - экосистемы городов и сельских поселений.

Антропогеная деятельность сформировала также, так называемые, геотех-нические системы, в которых в составе единого целого функционируют элементы природы и техники, контроля, регулирования, управления. Данный подход сформировался на основе изучения взаимодействия крупных гидротехни­ческих сооружений с ландшафтами прилегающих территорий (водохранилища ГЭС и ландшафт, каналы и ландшафт).

 

- исчерпание природных ресурсов - полезных ископаемых, пресной воды, чистого воздуха, биологических компонентов экосистем.

 

Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста на­селения и научно-технического прогресса имеет не только экологические по­следствия.

Нарастание экологической напряженности проявляется и в социаль­ных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся:

1. нарас­тающая нехватка продовольствия в мире,

2. рост заболеваемости населения в го­родах,

3. возникновение новых болезней,

4. экологическая миграция населения,

5. воз­никновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий,

6. экологическая агрессия -вывоз ток­сичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека раз­личают природопользование рациональное и нерациональное.

Рациональное (разумное) природопользование - хозяйственная дея­тельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ре­сурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Составная часть природопользования - это охрана природы (окружающей среды), то есть система международных, го­сударственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и куль­турных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Другими словами, охрана природы - система мероприятий по оптимизации взаи­моотношений человеческого общества и природы.

Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчез­новению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.

 

Причины нерационального природопользования различны:

1. недостастаточное познание законов экологии,

2. слабая материальная заинтересован­ность производителей,

3. низкая экологическая культура населения и т.д.

Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы реша­ются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, эконо­мических, социальных, нравственных и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.