Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политики в области охраны труда

Основные принципы и направления государственной

ВВОДНАЯ

ЛЕКЦИЯ № 1

Охрана труда

По учебному плану на курс "Охрана труда" отводится:

лекций – 34 часа;

лабораторные работы – 17 часов;

практические занятия – 17 часов.

Контроль знаний – экзамен.

Основная учебная литература по курсу:

1. Никитин Л.И., Щербаков А.С. и др. Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности. –М., 1990 (398 экз.).

2. Правила по охране и безопасности труда в лесном хозяйстве, лесной и деревообрабатывающей промышленности. –Мн., 1998.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. –Мн., 1999.

4. Государственные стандарты системы ССБТ.

Дополнительная литература:

1. Охрана труда в химической промышленности / Под ред. Макарова Г.В. –М.: Химия, 1989 (579 экз.).

2. Юдин Е. А. Охрана труда в машиностроении. –М.: Машиностроение, 1983 (135 экз.).

3. Князевский Б.А. Охрана труда в электроустановках. –М.: Энергия, 1977.

План лекции:

1. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда.

2. Термины и определения по охране труда.

3. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

4. Современное состояние охраны труда в Республике Беларусь.

Задачей курса "Охрана труда" является ознакомление будущего инженера с основами законодательства по охране труда и с методами решения задач по предотвращению опасной обстановки труда до ее возможного проявления.

Курс "Охрана труда" состоит из четырех разделов:

I. Основы трудового законодательства, анализ условий труда, организация работ по охране труда.

II. Производственная санитария и гигиена труда.

III. Основы техники безопасности.

IV. Основы пожарной безопасности.

Конституцией Республики Беларусь (статья 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Таким образом, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Однако разработка и осуществление государственной политики в области охраны труда существенным образом сдерживается отсутствием основополагающего Закона об охране труда, который, прежде всего, должен установить ее основные принципы и направления, предусмотреть создание и совершенствование правовой и организационной инфраструктуры обеспечения охраны труда, соответствующий новым экономическим условиям.

Принципиально важное значение для совершенствования организации охраны труда имеет ратификация 3 мая 1999 года Республикой Беларусь Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» Международной организации труда. Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации, как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций.

В соответствии с положениями Конвенции разработка и реализация государственной политики предполагает принятие на национальном уровне государственной системы управления охраной труда на современном этапе.

Министерством труда Республики Беларусь с участием других заинтересованных органов разработана Концепция государственного управления охраной труда, которая одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 года №28.

Концепция определяет, что цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

– приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

– обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

– установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

– совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

– государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;

– принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;

– комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;

– использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты;

– взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

– обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

– организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;

– международное сотрудничество, создание условий для ратификации конвенций Международной организации труда, других международных организаций, межгосударственных договоров и соглашений в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда направлено на:

– реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны труда;

– создание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя;

– обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства в решении вопросов охраны труда;

– защиту прав и законных интересов работников.

Государственное управление охраной труда реализуется на республиканском, отраслевом, региональном уровнях.

На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканское органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Термины и определения по охране труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.