Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные общности и социальные группы




Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных:

1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.

2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Что в таком случае специалисты понимают под социальной группой и социальной общностью?

Под социальной общностью обычно понимается некая совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект социального взаимодействия.


Основами формирования общностей могут выступать (и выступают) потребности и интересы, цели, территория проживания, совместная деятельность, политические установки, возраст и т.д.

В социологии выделяется три основных значения понятия "социальная общность".

Во-первых, общность как местоположение, т.е. интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории — это территориальные группы, как совокупность людей, у которых есть общее постоянное место жительства, и которые взаимодействуют, зависят друг от друга в процессе удовлетворения общих потребностей.

Во-вторых, общность как сеть взаимоотношений на основе этнических, кровнородственных связей: семья, клан, племя, народность, нация.

В-третьих, общность как специфический тип социальных связей, обладающих определенными качествами и предполагающих наличие "духа общности" или "чувства общности": социальные движения, политические партии, молодежные, женские и другие организации и объединения по симпатиям, интересам и т.п.

Характерные черты социальных общностей: территория; социальное взаимодействие; наличие определенных связей между индивидами; определенное чувство принадлежности, которое испытывают члены социальной общности к определенной группе.

Социальная общность - это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельными субъектами социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности.

Классификация по степени устойчивости социальных общностей:

I. Квазигруппы (характерные неустойчивые общности).

Отличительные черты: неустойчивость взаимосвязей; спонтанность

образования; отсутствие разнообразия во взаимодействии;


кратковременность совместных действий. В свою очередь, среди квазигрупп выделяют:

а) Аудитории — это такие социальные общности, где люди объединены
взаимодействием с коммуникатором. Аудитория может осуществлять
непосредственное взаимодействие с коммуникатором, так и
опосредованное. Характерная черта — взаимодействие в ней является
практически односторонним, т. е. обратная связь от аудитории к
коммуникатору слабая.

б) Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом
физическом пространстве общностью интересов. Характерные черты
толпы: внушаемость; анонимность; спонтанность; неуязвимость, т.е.
люди в толпе чувствуют себя вне социального контроля. Виды толпы:
1) случайная, которая имеет наиболее определенную структуру, людей
объединяет незначительная цель; 2) обусловленная - это собрание
людей, заранее планирующееся и относительно структурированное; 3)
экспрессивная - это собрание людей, которое обычно организуется в
целях личностного удовольствия её членов, а активность людей
является целью и результатом; 4) действующая - имеет 2
разновидности: а) сборище - эмоционально возбужденная толпа,
которая тяготеет к применению насильственных действий, б)
восставшая толпа - толпа, находящаяся в деструктивном действии.

в) Социальные круги - это такие квазигруппы, которые наиболее близки

к устойчивым; это свободные союзы, основанные на контактах с очень

слабо установленной связью, лишенной устойчивых отношений между

членами. Характерная черта - взаимодействие в них почти всегда

направлено на обмен информацией. Виды: 1) контактные круги - это,

общности людей, постоянно встречающиеся по тому или иному

случаю, поводу; 2) профессиональные круги — это социальные

общности, члены которых обмениваются информацией исключительно

по профессиональному признаку; 3) дружеские круги - это общности, в


которых люди объединены дружескими отношениями; 4) статусные круги — это общность людей, имеющих близкие статусы. П. Общности средней устойчивости (трудовой коллектив завода, школьный класс и т. п.);

III. Устойчивые общности (нации, классы и т. п.).

Классификация по размерам социальных общностей: I. Большие социальные общности, т. е. общности, которые существуют в масштабах страны в целом (напр., нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения); П. Средние социальные общности, т. е. общности, которые имеют меньший

масштаб (напр., жители ивановской области); III. Малые социальные общности, к которым относятся семья, учебная группа, небольшой рабочий коллектив. Непосредственность и интеллектуальность взаимодействия. Выделяют формальные общности и неформальные общности. Классификация по содержанию социальных общностей: I. Социально-экономические общности. В выделении этих общностей главными являются такие критерии, как наличие или отсутствие привилегий, определенный образ жизни, обладание собственностью. Различия между общностями могут фиксироваться по-разному: в религии, в обычном праве, в формальном праве и т.п. II. Социально-этнические общности. Этнос - это исторически сложившаяся социальная общность, которая характеризуется связью с определенной территорией, общей средой хозяйственной деятельности, общим языком, религией, культурой.

III. Социаьно-демографические общности. Критерии деления: пол, возраст.

IV. Социально-профессиональные (корпоративные) общности: 1) люди занимающиеся умственным, управленческим, физическим трудом; 2) по профессии.


V. Социально-территориальные общности - это совокупности людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории.

Конкретной формой существования социальных общностей являются социальные группы, под которыми понимаются совокупности индивидов, ограниченных неформальными, либо формальными критериями членства. Социальная группа возникает тогда, когда ее члены вовлекаются в процесс динамического социального взаимодействия на основе общности потребностей и интересов ее членов. Многообразие человеческих потребностей и интересов обусловливает и многообразие социальных групп. Классификация по принадлежности индивида к группе.

1. Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется таким образом, что расценивает членов ингруппы как «Мы».

2. Лутгруппа - это группа, к которой индивид не принадлежит и для членов группы он подбирает значение «Другие».

Ингрупповые и аутгрупповые связи могут пересекаться. Чувства ингруппы, поиск её членов среди других людей являются очень важными для каждого человека. Исключение из ингруппы всегда очень болезненно для индивида. Важную роль в ингрупповых и аутгрупповых отношениях играют социальные стереотипы.

Социальныц стереотип - это разделяемый образ другой группы.

Социальные стереотипы есть следствие социальной оценки группы, которое переносится на каждого её члена. Аутгруппы зачастую воспринимаются индивидами через стереотипы.

Классификация № 2.

Референтная группа - это реальная или условная общность людей, с которой индивид соотносит себя как с этанолом и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.


Такие группы выполняют 2 основные функции для индивида:

а) нормативная (проявляется в том, что эта группа является источником
норм поведения, соц. установок и ценностных ориентаций индивида);

б) сравнительная (проявляется в том, что референтная группа
выступает в качестве эшелона, с помощью которого индивид может оценить
себя и других).

Классификация по характеру взаимоотношений между членами группы:

1. Первичные - это группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей, т. е. отношения между группами носит глубоко личностный интимный характер. Они направлены на эмоциональное взаимодействие в большей степени, чем на производительность; они формируют личность, в них она социализируется.

2. Вторичные - это группы, в которых необязательно присутствуют дружеские личные контакты, но обязательно все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Они ориентированы на цель и на конечный продукт. Могут рассматриваться личностью как механизм для достижения определенной цели. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп.

Классификация по размеру социальной группы:

1, Большие характеризуются: а) рациональными
целеориентированными действиями; б) редким использованием группового
мнения; в) социальный контроль осуществляется сверху вниз; г) конформизм
к политике, проводимый активной частью группы.

2. Малые имеют: а) неориентированные на групповые цели
действия; б) групповое мнение является постоянно действующей формой
социального контроля; в) конформизм к групповым нормам.

Малая группа и её разновидности. Социальная динамика.

Малая группа - это небольшое число людей, которые хорошо знают

друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.


Признаки малой группы:

1. ограниченное число членов группы (2 - 20 чел.);

2. стабильность состава (малая группа держится на индивидуальной неповторимости и независимости участников);

3. внутренняя структура (включает в себя систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения);

4. число (парных) связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается в арифметической;

5. чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия;

6. размеры группы зависят от её характера деятельности;

7. принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов;

8. взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей;

9. группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, т. к. является равнополезных друг другу людей.

Формы малых групп (Г. Зиммелъ): I. Диада - это группа, состоящая из двух человек. У членов диады формируются устойчивые межличностные отношения, основанные на чувствах. Между членами диады происходит активный эмоциональный обмен.

II. Триада - это активное взаимодействие трех человек. Социологи считают, что именно в триаде рождается социальное, т. к. там впервые возникает феномен большинства. Триада как социальная группа более, стабильна, т. к. в ней меньше эмоций и более развито разделение труда.

Групповая динамика - это взаимодействие членов социальной группы между собой.


К процессам групповой динамики относят руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое деление и др. способы регуляции поведения членов группы.

 

 

3. Социальные институты и социальные организации

Аркадий Ильич Пригожий

Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И.Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.

Во-первых, под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

Во-вторых, под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень, внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы.


Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.

Первое значение — организация как объект является ключевым. Определяющим признаком социальной организации, по мнению А.И.Пригожина, является то, что «организация есть целевая общность». Социальная организация является предметом изучения как социологии, так и философии, психологии, политологии, экономики и ряда других наук. У каждой из них свое видение, и каждая изучает ее со своей позиции. Несмотря на то, что как в отечественных, так и зарубежных исследованиях доминирующим является представление об организации как целенаправленной системе, Т.е. цель ставится на одно из первых по значимости мест, это один из наиболее спорных моментов в понимании организации.

Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:

• во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,

• во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. они обладают целевой природой, т.к. создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее их достичь;

2. члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;


3. разделение труда, его специализация по функциональному

признаку;

4. имеют механизмы и средства для регулирования и контроля деятельности различных элементов организации (через внутриорганизационные нормы).

Эффективность социальных организаций вызывается возникновением эффекта синергии.

Синергия - это прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. В социальных организациях это явление оказывается еще и управляемым, т.е. его можно усиливать или даже видоизменять.

Стадии процесса возрастания энергии социальной организации:

1. эффект достигается за счет массовости, т.е. одновременности, однонаправленности многих усилий;

2. введение простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу;

3. специализация, т.е. распределение труда по специальности, когда каждый человек выполняет часть общей работы и добивается в ней высокой степени мастерства.

Типологии социальных организаций. I. Социальные организации делятся по сферам жизнедеятельности общества (горизонтальная типология). Напр., выделяют трудовые, общественно-политические, досуговые, образовательные и др.

П. Вертикальная типология (социальные организации как бы пронизывают все общество, каждую его сферу);

а) Бюрократические учреждения - в них предусмотрено разделение ролей, специализация труда, соответствующее место в иерархии, подчиненность определенным правилам и нормам;


б) Добровольные ассоциации - им свойственны 3 черты: 1) цель -защита общих интересов членов ассоциации; 2) членство добровольное; 3) не связаны с правительственными структурами.

III. Типология социальных организаций А. И. Пригожина. Он делит социальные организации на 2 большие группы:

1. «Собственно организаиии»:

а) Деловые организации- это первичные организационные
образования, создаваемые государством, местной властью, АО и т.д., и
поэтому как правило бывают муниципальными, государственными,
частными. По критерию сфер их деятельности он выделяет:
производственные, торговые, обслуживающие, образовательные, лечебные,
культурные, управленческие, научные, проектные. Первые три относятся к
системе производства и распределения социальных ценностей, услуг.
Остальные относятся к сфере умственного труда.

Функции деловых организаций: 1) осуществляют социальное управление и социальный контроль; работают на удовлетворение человеческих потребностей; 3) устанавливают систему отношений между людьми и социальными общностями (отношения кооперации, сотрудничества, подчинения/соподчинения и т.д.);

б) Союзные (общественные) организации. Создаются для
удовлетворения потребностей людей в общении, самореализации, получении
дополнительных возможностей.

Союзные организации - это форма общественной самодеятельности и массового самоуправления.

Типы союзных организаций по целям и ориентациям:

* Организации, работающие преимущественно в интересах общества;

* Организации, работающие преимущественно в интересах их членов. Оптимальный вариант - смешанный тип.

2. «Полу организации».


а) Ассоциативные организации - это социальные группы,
существующие за счет взаимного удовлетворения интересов их членов, т.е.
цель одного может выступать средством для достижения цели другого. К ним
относятся семья, неформальная группа, научная школа. Черты: 1) автономия
от среды; 2) относительная стабильность состава; 3) наличие лидера; 4)
общие решения; 5) наличие коллективных норм и ценностей;

б) Поселения - это организации, выполняющие роль объединения
людей на какой либо общей для них территории для достижения совместных,
общих целей.

 

 

Социальный институт — это исторически сложившаяся организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие основным потребностям общества.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные. В своих социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале эволюцию этих социальных институтов.

Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится бессмысленным, и он тоже исчезает.


5 фундаментальных социальных институтов:

1. Институт семьи и брака удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;

2. Институт политики удовлетворяет потребность в безопасности и поддержании общественного порядка;

3. Институт экономики удовлетворяет потребность в добывании средств к существованию;

4. Институт образования удовлетворяет потребность в передаче знаний, социализации подрастающих поколений;

5. Институт религии удовлетворяет потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни человека.

Признаки социального института:

1. установки и образцы поведений;

2. символические культурные признаки (любые материальные и нематериальные элементы культуры, выражающие в концентрированном виде специфические черты данного института);

3. утилитарные (полезные) культурные черты;

4. кодекс устный и письменный;

5. идеология.

Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.

Основные функции социальных институтов:

1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы;

2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;

3) обеспечивает устойчивость общественной жизни;

4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов
индивидов;


5) осуществляет социальный контроль.

В зависимости от сферы действия и их функций социальные институты подразделяются на

а) реляционные - определяющие ролевую структуру общества в системе отношений;

6) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля);

в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.;

г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными
за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их примененияв отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Финал этого процесса - создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структурой, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.