Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем суть социальной аномии в модели Р. Мертона?




В чем суть социализации личности?

С точки зрения макросоциологии, которая рассматривает преимущественно целое, а не части и групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, Космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал швейцарский психолог Жан Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями.

Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «нормативного» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Практически каждое общество и государство много усилий тратит на реализацию процесса социализации, т.е. на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан. Однако в результате сходных процессов социализации люди не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

Известный социальный антрополог Р. Линтон (один из основателей теории ролей) ввел понятия модальной и нормативной личности.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные, периоды системных преобразований), тем относительно больше появляется людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии •(нарушения нормального принятого порядка) и количество девиаций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается. Истоки понятия «аномии» своими корнями уходят в глубокую древность; древние греки под аномией понимали «беззаконный», «безнормный», «неуправляемый». Оно встречается у Еврипида и ;Платона, в Ветхом Завете и Новом Завете, работах английского историка XVI в. У. Лэмьейрда, французского философа и социолога XIX в. Ж. Гюйса, американского социолога XX в. Р. Мертона |и др. Аномия рассматривается и на социальном, и на индивидуально-психологическом уровнях. Анемичный человек представляет собою скептика, который руководствуется философией отрицания, ориентирован только на настоящее, не признает прошлого и будущего. Исследователи считают, что определенная степень аномии необходима для свободы в обществе: в случае чрезмерного затвердевания норм индивидуальное развитие ограничено. Однако и чрезмерное развитие аномии чревато наступлением социального хаоса, когда люди своим поведением нарушают правила и нормы, игнорируя права других и общие интересы.

Модели социальной адаптации Р. Мертона. Роберт Мертон в своей системе классификации отклоняющегося поведения выделил пять моделей социальной адаптации к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признает ли человек господствующие ценности и следует ли он правилам достижения ценностных благ (см. табл.).

Конформная (приспособленческая) модель адаптации проявляется в том, что личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их реализовать необычными, непризнанными и возможно даже неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением («цель оправдывает средства»).

Ритуализм как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации проявляется, напротив, в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В российском обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя интеллигенции.

Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

 

Модель адаптации Отношение к целям общества Следование нормам достижения
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Эскейпизм - -
Мятеж + +

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.