Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана товарных знаков




 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим право на товарные знаки, выступает ГК РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.

 

Субъектами права на товарный знак могут быть юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т. е. те, кто производит товары, оказывает услуги или занимается посреднической либо иной деятельностью.

 

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Сегодня среди действующих в мире знаков доминируют словесные. Они могут быть представлены в виде имен существительных, фамилий, названий предметов. Большое распространение получили изобразительные знаки в виде изображений животных, людей, птиц, растений и т. п.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации товарный знак подлежит обязательной государственной регистрации.

 

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или состоящих из элементов:

 

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

 

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

 

- характеризующих товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

 

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров;

 

- представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; другие обозначения, сходные до степени смешения с указанными элементами;

 

- являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

 

- противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

 

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения:

 

- с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;

 

- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

 

- с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

 

- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров;

 

- с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименований или обозначений).

 

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

 

- названию известного в Российской Федерации произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя;

 

- имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации лица, без согласия этого лица или его наследника;

 

- промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

 

Процедура государственной регистрации товарного знака включает следующие этапы:

 

1) подача заявки на товарный знак;

 

2) экспертиза заявки на товарный знак;

 

3) государственная регистрация товарного знака;

 

4) выдача свидетельства о государственной регистрации товарного знака.

 

Этап 1. Подача заявки на товарный знак. Заявка на товарный знак подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и должна содержать:

 

1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

 

2) заявляемое обозначение;

 

3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Согласно МКТУ все товары и услуги по признаку однородности разбиты на 45 классов: 1–34 классы – товары, 35–45 – услуги;

 

v Пример: Класс 2 МКТУ – краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разруше-

ния; красящие вещества; протравы; необработанные природные

смолы; листовые и порошкообразные металлы, используемые для

художественно-декоративных целей и художественной печати;

 

Класс 21 МКТУ – домашняя или кухонная утварь и посуда; расчески и губки; щетки (за исключением кистей); материалы для щеточных изделий; приспособления для чистки и уборки; мочалки металлические; необработанное или частично обработанное стекло (за исключением строительного стекла); изделия из стекла, фарфора и фаянса, не относящиеся к другим классам;

 

Класс 37 МКТУ – строительство; ремонт; установка оборудования;

 

Класс 44 МКТУ – медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.

 

4) описание заявляемого обозначения.

 

Заявка может быть подана заявителем лично или через патентного поверенного. Для иностранных юридических или постоянно проживающих за пределами Российской Федерации физических лиц обязательно представительство через патентных поверенных.

 

К заявке на регистрацию товарного знака, подаваемой через патентного поверенного, прилагается доверенность, выданная ему заявителем и удостоверяющая его полномочия, либо надлежащим образом оформленная копия доверенности. Доверенность должна отвечать следующим условиям:

 

- подписана выдавшим ее лицом;

 

- выдана на имя физического лица, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в качестве патентного поверенного;

 

- содержать перечень объема полномочий патентного поверенного;

 

- иметь дату совершения, без которой она недействительна. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если указанный в доверенности срок действия превышает три года, то она считается действительной в течение трех лет с даты ее совершения, а если срок действия не указан – то в течение года.

 

Любое действие патентного поверенного, на которое он уполномочен в доверенности, расценивается как действие заявителя.

 

К заявке на товарный знак должны быть приложены:

 

- документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;

 

- устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.

 

Заявка на товарный знак подается на русском языке. Документы, прилагаемые к заявке, могут подаваться на русском языке или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

 

Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности указанных выше документов. Если документы представлены не одновременно, – день поступления последнего документа. По дате подачи заявки на товарный знак устанавливается приоритет товарного знака.

 

Этап 2. Экспертиза заявки на товарный знак. Экспертиза заявки на товарный знак проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения).

 

В период проведения экспертизы заявки на товарный знак заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. В том случае, если в дополнительных материалах содержится перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяется заявленное обозначение товарного знака, такие дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. Они могут быть оформлены и поданы заявителем в качестве самостоятельной заявки. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе также запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Такие материалы должны быть представлены заявителем в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса. Если заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые дополнительные материалы или ходатайство о продлении установленного для их представления срока, заявка признается отозванной. По ходатайству заявителя установленный для представления дополнительных материалов срок может быть продлен указанным федеральным органом, но не более чем на шесть месяцев.

 

Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В ходе проведения формальной экспертизы заявки проверяется наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.

 

Экспертиза заявленного обозначения проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы. В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения законодательно установленным требованиям, и устанавливается приоритет товарного знака. По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

 

Этап 3. Государственная регистрация товарного знака. На основании решения о государственной регистрации товарного знака в течение месяца со дня получения документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляется государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В данный реестр вносятся: товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

 

При непредставлении документа об уплате пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на товарный знак признается отозванной.

 

Сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене.

 

Этап 4. Выдача свидетельства на товарный знак. Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

 

Право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Запись о продлении срока действия права на товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

 

Правовое регулирование передачи товарного знака. Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (лицензии). Заключение такого договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и популяризировать свой знак, но и сохранить саму регистрацию товарного знака, если владелец не использует его в течение пяти лет.

 

В зависимости от объема передаваемых прав различают лицензии:

 

- исключительные – в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию (лицензиат);

 

- неисключительные – право на использование имеют и лицензиар, и лицензиат, при этом владелец знака – лицензиар может заключать лицензионные договоры с другими лицами;

 

- сублицензии – лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии.

 

Лицензии также могут быть:

 

- полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак;

 

- частичные, когда право на использование товарного знака распространяется только на часть таких товаров.

 

Формой передачи товарного знака может также быть договор коммерческой концессии, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания и т. д.

 

Ответственность за незаконное использование товарного знака. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

 

Контрафактная продукция изымается из оборота и уничтожается за счет нарушителя. В тех случаях, когда введение контрафактной продукции в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления с данной продукции за счет нарушителя незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

 

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак, при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

 

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

 

- в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

 

- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.