КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о мире и картинах мира
УЧЕНИЕ О БЫТИИ Сводный финансовый баланс государства Сводный финансовый баланс – это совокупность бюджетов всех уровней и фондов хозяйствующих субъектов, характеризует финансовые возможности страны в целом. Сводный финансовый баланс РФ выглядит следующим образом:
Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономического развития и торговли РФ Содержание 1. Понятие о мире и картинах мира: мифологические, религиозные, философские, научные. 2. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия. 3. Понятие материального и идеального. Концепции материи. Идеализм. Материализм. 4. Пространство и время. Концепции пространства и времени. 5. Движение и развитие. Диалектика и законы развития. Категории диалектики. 6. Детерминизм. Индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях.
Понятие «мир» в философии: · Действительность / реальность взятая как целое; · «Вселенная » как необъятный мир: микромир + макромир + мегамир. · Универсум – мир как целое, космическое единство природы и человека. Понятие «картина мира» в философии означает зримый портрет мирозданья, образно-понятийное описание Вселенной. Исторически в общественном сознании складываются и постепенно изменяются разные картины мира: · мифологические · религиозные · философские · научные · обыденные (создаются в рамках повседневной жизни). Каждая из этих картин даёт свою версию того, каков «мир на самом деле» и какое место в нём занимает человек. Эти картины отчасти противоречат друг другу, отчасти – взаимно дополняют. Всякая картина мира 1) выявляет некоторые существенные стороны действительности; 2) упрощает и схематизирует действительность. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияния желаний человека и особенностей его восприятия. Наука стремится видеть мир «таким как он есть», без пелены человеческих иллюзий, её смысловое ядро – реальность без человека. Рисуемая наукой картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какая она есть на самом деле. Однако не следует забывать, что наука – это развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей – изменчивы. Это означает, что сегодняшняя научная картина мира не равна вчерашней. Повседневное сознание все ещё живёт научной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука ушла далеко вперёд и рисует порой вещи столь парадоксальные, что сама её объективность и беспристрастность начинает казаться мифом. Научная картина мира носит парадигмальный (от гр. paradeigma – пример, образец) характер, так как она задаёт систему установок и принципов освоения универсума. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира. Она влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. В этом смысле научная картина мира выполняет нормативную функцию. В широком смысле научная картина мира – это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, определяющее стиль и способ научного мышления. Создание научной картины мира предполагает совокупную деятельность философов – методологов. Эволюция современной научной картины мира – это движение от классической картины мира к неклассической и постнеклассической научной картине мира. Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жёстко однозначной определённостью. Строго причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. С позиции Кл. К.М., в силу линейного характера развития, развитие мира предсказуемо и ретросказуемо. Кл.К.М.= Механистическая К.М.; базировалась на понятиях абсолютного пространства и времени и неделимости атомов (корпускул). Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлён на рубеже 19-20 веков в период революций в естествознании, в том числе и под влиянием теории относительности. Возникает более гибкая схема причинной обусловленности, учитывается новый фактор – роль случая. Отсутствие детерминированности (обусловленности) на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Образ постнеклассической картины мира разработан с учётом бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остаётся неопределённым. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. Постнекл.К.М. = Синергетическая К.М. Основные синергетические идеи развития мира – 1) нелинейность развития 2) развитие через неустойчивость. Самым сильным тезисом постнеклассической науки является утверждение о возможности перескока с одной траектории развития на другую и утрате системной памяти, когда в общем потоке взаимодействий напрочь перечёркивается логика развития, с устоявшимся порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. система «забывает» свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо. Другим не менее значимым положением постнеклассической картины мира является нарушение когерентности (взаимосвязанности) и возникновение ситуации, когда локальным (малым), второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической ёмкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределённым и открытым для новообразований. Из постнеклассической картины мира исключена ориентация на линейную однозначность и тотальную предзаданность сюжетов последующего развития. В постнеклассической картине мира упорядоченность, структурность, равно как и хаосомность (стремление к хаосу, беспорядку; потеря устойчивости), стохастичность (случайность, вероятность) признаны объективными, универсальными характеристиками действительности. Они обнаруживают себя на всех структурных уровнях развития. В свете последних теоретических разработок хаос предстаёт как сверхсложно организованная последовательность. Учёные вплотную подошли к разработке теории направленного беспорядка, определяя хаос как нерегулярное движение с непереодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями. Во второй половине 20 века американскими учёными – физиком-теоретиком Д. Бомом и нейропсихологом К. Прибрамом была разработана концепция универсальной космической голограммы. Эта концепция признаёт, что в результате квантово-механического взаимодействия Вселенная образует единую, бесконечную во времени и пространстве, многомерную причинно-следственную сеть энергоинформационных взаимодействий, в которой «всё взаимодействует со всем» с различной степенью интенсивности. Признание принципа всеобщего энергоинформационного обмена во Вселенной предполагает признание факта разумности мироздания. В современной науке бесспорным представляется факт, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития. Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. Он подчинён законам функционирования и развития космоса. С этой точки зрения, изучение строения и эволюции Вселенной есть неотъемлемое условие глубокого познания самого человека, его связи с космическим целым. А это, в свою очередь, предполагает выявление места человека в системе мироздания. Согласно антропному космологическому принципу Вселенная обладает определёнными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как её высшей формы Сейчас уже ясно, что жизнь могла зародиться только на определённом этапе расширения Вселенной, когда образовались и прошли достаточно длительный эволюционный путь галактики и звёзды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических и химических факторов, благоприятных для перехода от неживого вещества к живому. В наши дни многие учёные и философы убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то иные цивилизации. Существует противоположная точка зрения, которая исходит из уникальности разумной жизни на планете Земля, проповедует «космическое одиночество» человечества. Религиозные картины мира дают цельное представление о мире, не меняются веками и служат объяснением устройства мироздания для многих поколений. Главным предметом своего внимания они делают соотношение повседневной эмпирии и потустороннего, сферу человеческого и сферу божественного. Все религии отрицают самостоятельность и самодостаточность эмпирической действительности. Признаётся её вторичность и производность. Человеческая действительность понимается как результат или проекция другой, истинной реальности – Бога или богов. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы человеку по обыденной жизни. Мир божественного определяет и физическое бытие, и ценностный строй мира людей. При этом разные религии дают разные картины мира. Мировые религи и – буддизм, христианство, ислам. Буддизм (сер I тысячелетия до н. э., Индия): основоположник – Сидхартха Гаутама. Основные направления – хинаяна, махаяна. Основные понятия: карма, сансара, нирвана. Ислам (нач. VII в., Аравия): основоположник – Муххамед, основные направления – суннизм и шиизм. Основные понятия – Коран, шариат, намаз, закят, ураза, хадж. Христианство (I в., вост. Римская империя) – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне божьем. Основные направления – католицизм, православие, протестантизм. Основные понятия – любовь, грех, спасение, пришествие, страшный суд, молитва, пост. Догмат о триединстве Бога. Религиозным К.М. свойственен эсхатологизм.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |