Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о мире и картинах мира




УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Сводный финансовый баланс государства

Сводный финансовый баланс – это совокупность бюджетов всех уровней и фондов хозяйствующих субъектов, характеризует финансовые возможности страны в целом.

Сводный финансовый баланс РФ выглядит следующим образом:

Доходы: Расходы:
1.Прибыль 1.Расходы предприятий,остающиеся в их распоряжении
2.Амортизационные отчисления 2.Затраты на инвестиции
3.Налоговые доходы 3.Дотации, субсидии
4.Неналоговые доходы 4.Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов
5.Отчисления во внебюджетные фонды 5.Расходы на научно-исследовательские работы
6.Средства целевых бюджетных фондов 6.Расходы за счет других целевых фондов
  7.Расходы на оборону
  8.Расходы на содержание правоохранительных органов
  9.Расходы на содержание органов власти
  10.Расходы на внешнеэкономическую деятельность
  11.Обслуживание гос. долга
  12.Прочие расходы
Итого: Итого:

Сводный финансовый баланс составляется Министерством экономического развития и торговли РФ

Содержание

1. Понятие о мире и картинах мира: мифологические, религиозные, философские, научные.

2. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия.

3. Понятие материального и идеального. Концепции материи. Идеализм. Материализм.

4. Пространство и время. Концепции пространства и времени.

5. Движение и развитие. Диалектика и законы развития. Категории диалектики.

6. Детерминизм. Индетерминизм. Понятие о динамических и статистических закономерностях.

 

Понятие «мир» в философии:

· Действительность / реальность взятая как целое;

· «Вселенная » как необъятный мир: микромир + макромир + мегамир.

· Универсум – мир как целое, космическое единство природы и человека.

Понятие «картина мира» в философии означает зримый портрет мирозданья, образно-понятийное описание Вселенной.

Исторически в общественном сознании складываются и постепенно изменяются разные картины мира:

· мифологические

· религиозные

· философские

· научные

· обыденные (создаются в рамках повседневной жизни).

Каждая из этих картин даёт свою версию того, каков «мир на самом деле» и какое место в нём занимает человек. Эти картины отчасти противоречат друг другу, отчасти – взаимно дополняют.

Всякая картина мира

1) выявляет некоторые существенные стороны действительности;

2) упрощает и схематизирует действительность.

Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияния желаний человека и особенностей его восприятия. Наука стремится видеть мир «таким как он есть», без пелены человеческих иллюзий, её смысловое ядро – реальность без человека.

Рисуемая наукой картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какая она есть на самом деле. Однако не следует забывать, что наука – это развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей – изменчивы. Это означает, что сегодняшняя научная картина мира не равна вчерашней. Повседневное сознание все ещё живёт научной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука ушла далеко вперёд и рисует порой вещи столь парадоксальные, что сама её объективность и беспристрастность начинает казаться мифом.

Научная картина мира носит парадигмальный (от гр. paradeigma – пример, образец) характер, так как она задаёт систему установок и принципов освоения универсума. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира. Она влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. В этом смысле научная картина мира выполняет нормативную функцию.

В широком смысле научная картина мира – это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, определяющее стиль и способ научного мышления. Создание научной картины мира предполагает совокупную деятельность философов – методологов.

Эволюция современной научной картины мира – это движение от классической картины мира к неклассической и постнеклассической научной картине мира.

Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жёстко однозначной определённостью. Строго причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. С позиции Кл. К.М., в силу линейного характера развития, развитие мира предсказуемо и ретросказуемо. Кл.К.М.= Механистическая К.М.; базировалась на понятиях абсолютного пространства и времени и неделимости атомов (корпускул).

Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлён на рубеже 19-20 веков в период революций в естествознании, в том числе и под влиянием теории относительности. Возникает более гибкая схема причинной обусловленности, учитывается новый фактор – роль случая. Отсутствие детерминированности (обусловленности) на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность».

Образ постнеклассической картины мира разработан с учётом бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остаётся неопределённым. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. Постнекл.К.М. = Синергетическая К.М. Основные синергетические идеи развития мира – 1) нелинейность развития 2) развитие через неустойчивость.

Самым сильным тезисом постнеклассической науки является утверждение о возможности перескока с одной траектории развития на другую и утрате системной памяти, когда в общем потоке взаимодействий напрочь перечёркивается логика развития, с устоявшимся порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. система «забывает» свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо.

Другим не менее значимым положением постнеклассической картины мира является нарушение когерентности (взаимосвязанности) и возникновение ситуации, когда локальным (малым), второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической ёмкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределённым и открытым для новообразований. Из постнеклассической картины мира исключена ориентация на линейную однозначность и тотальную предзаданность сюжетов последующего развития.

В постнеклассической картине мира упорядоченность, структурность, равно как и хаосомность (стремление к хаосу, беспорядку; потеря устойчивости), стохастичность (случайность, вероятность) признаны объективными, универсальными характеристиками действительности. Они обнаруживают себя на всех структурных уровнях развития. В свете последних теоретических разработок хаос предстаёт как сверхсложно организованная последовательность. Учёные вплотную подошли к разработке теории направленного беспорядка, определяя хаос как нерегулярное движение с непереодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями.

Во второй половине 20 века американскими учёными – физиком-теоретиком Д. Бомом и нейропсихологом К. Прибрамом была разработана концепция универсальной космической голограммы. Эта концепция признаёт, что в результате квантово-механического взаимодействия Вселенная образует единую, бесконечную во времени и пространстве, многомерную причинно-следственную сеть энергоинформационных взаимодействий, в которой «всё взаимодействует со всем» с различной степенью интенсивности. Признание принципа всеобщего энергоинформационного обмена во Вселенной предполагает признание факта разумности мироздания.

В современной науке бесспорным представляется факт, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития.

Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. Он подчинён законам функционирования и развития космоса. С этой точки зрения, изучение строения и эволюции Вселенной есть неотъемлемое условие глубокого познания самого человека, его связи с космическим целым. А это, в свою очередь, предполагает выявление места человека в системе мироздания.

Согласно антропному космологическому принципу Вселенная обладает определёнными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как её высшей формы Сейчас уже ясно, что жизнь могла зародиться только на определённом этапе расширения Вселенной, когда образовались и прошли достаточно длительный эволюционный путь галактики и звёзды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических и химических факторов, благоприятных для перехода от неживого вещества к живому.

В наши дни многие учёные и философы убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то иные цивилизации.

Существует противоположная точка зрения, которая исходит из уникальности разумной жизни на планете Земля, проповедует «космическое одиночество» человечества.

Религиозные картины мира дают цельное представление о мире, не меняются веками и служат объяснением устройства мироздания для многих поколений. Главным предметом своего внимания они делают соотношение повседневной эмпирии и потустороннего, сферу человеческого и сферу божественного.

Все религии отрицают самостоятельность и самодостаточность эмпирической действительности. Признаётся её вторичность и производность. Человеческая действительность понимается как результат или проекция другой, истинной реальности – Бога или богов. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы человеку по обыденной жизни. Мир божественного определяет и физическое бытие, и ценностный строй мира людей. При этом разные религии дают разные картины мира.

Мировые религи и – буддизм, христианство, ислам.

Буддизм (сер I тысячелетия до н. э., Индия): основоположник – Сидхартха Гаутама. Основные направления – хинаяна, махаяна. Основные понятия: карма, сансара, нирвана.

Ислам (нач. VII в., Аравия): основоположник – Муххамед, основные направления – суннизм и шиизм. Основные понятия – Коран, шариат, намаз, закят, ураза, хадж.

Христианство (I в., вост. Римская империя) – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне божьем. Основные направления – католицизм, православие, протестантизм. Основные понятия – любовь, грех, спасение, пришествие, страшный суд, молитва, пост. Догмат о триединстве Бога.

Религиозным К.М. свойственен эсхатологизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.