Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система и ее структура

В современном мире НС любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Понимание структуры НС основывается на определении понятия «система» - это совокупность элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

В настоящее время существует множество понятий и определений «налоговая система». Вот напр. НС – это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения.

Понятие «налоговая система» не является однозначным. В широком пониманиионо базируется на 3х основах:

1. совокупность налогов и сборов, взимаемых государством;

2. налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения в государстве;

3. участники налоговых правоотношений, обеспечивающие налоговое производство.[1]

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

В налоговую систему, помимо системы налогов и устанавливаемых государством принципов налогообложения, входят такие обязательные элементы, как система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства и некоторые другие не менее важные элементы.

Налоговая система – это результат развития налоговых отношений. В научном плане налоговая система появилась в обществе только на определенном этапе: в начале XX века.

Различают следующие элементы налоговой системы:

1)совокупность налогов;

2) принципы построения налоговой системы;

3) способы уплаты и методы формирования налогов;

4) порядок изменения и отмены налогов;

5) формы осуществления налогового контроля.

На современном этапе выделяют главные общие черты налоговых систем различных стран:

1) стремление к увеличению налоговых доходов государства;

2) построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности на­логообложения.

Хотя налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, но всем им присуще стремление к оптимальной налоговой системе.

Требованиями для создания оптимальной налоговой системы являются:

1) распределение налогового бремени должно быть равным;

2) соблюдение принципа нейтральности налогообложения;

3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

4) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

5) налоговая система должна быть справедливой, понятной налогоплательщикам, не допускать произвольного толкования;

6) административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом. В тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Однако при этом сохраняются следующие тенденции в развитии налоговых систем:

1) либерализация системы прямого налогообложения;

2) возрастание фискальной роли налогов на потребление;

3) усиление экологической направленности налоговой системы;

4) реформирование системы таможенного регулирования;

5) появление налоговой конкуренции;

6) возрастание роли налогов в международных отношениях;

7) усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов;

8) универсализация всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами.

Существенные условия налогообложения, присущие налоговым системам:

• система и принципы налогового законодательства;

• принципы налоговой политики;

• установление и ввод в действие налогов;

• общие элементы налогов;

• распределение налогов по бюджетам;

• система налоговых органов;

• формы и методы налогового контроля;

• права и ответственность участников налоговых отношений;

• порядок и условия налогового производства.

Идеальная налоговая система:

· низкие налоговые ставки;

· широкая налоговая база;

· высокая степень подчинения требованиям об уплате налогов.

Итак, налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

· Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

· Минимизация расходов по взиманию налогов.

А. также определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Налоговые системысуществует три разновидности налоговой системы.

Первая глобальная основывается на совместном использовании одних и тех же налоговых источников органами государственной власти и местного самоуправления. Таким образом в глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах.

Вторая дифференцированная разновидность построения налоговых систем предполагает полное или частичное размежевание налоговых источников. Таким образом При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки.

Третья смешанная.разновидность предполагает, что государство и самоуправление вводят одинаковые налоги, но различной конструкции, осуществляя их исчисление по собственным правилам и методам оценки. Таким образом В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

Важнейшими параметрами, характеризующими НС являются: (По этим параметрам обязательно рассматриваем, даем сравнительную характеристику налоговой системы любой из стран)

ü налоговый потенциал государства и его территорий - финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджет за счет взимания налогов и сборов;

ü доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основную часть доходов бюджетов различных стран составляют налоги (80 - 90%).

ü общее количество налогов и сборов;

ü стабильность налогового состава. Желательно, чтобы налоговый состав был определенным и стабильным в течение длительного времени. Это дает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета;

ü соотношение прямых и косвенных налогов. Это соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока;

ü уровень налогообложения (налоговое бремя). Это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому национальному продукту;

ü собираемость налогов и сборов;

ü налоговая способность физических лиц и организаций. От этого показателя напрямую зависит собираемость налогов и сборов. Современное состояние отечественных налогоплательщиков характеризуется их пониженной налоговой способностью, что связано с падением производства, низкими доходами основной массы налогоплательщиков и другими причинами;

ü уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно осознанно исполнять их. Этой проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных расходов и издержек налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства.

Основными элементами НС являются:

1. виды налогов (федеральные, региональные, местные);

2. субъекты налогов (налогоплательщики);

3. органы государственной власти и местного самоуправления;

4. законодательная база.

К НС, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований (критерии) которым она должна удовлетворять. К ним можно отнести следующие: рациональность; оптимальность; минимальное количество элементов, составляющих НС; справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени; простоту исчисления налогов; доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками; экономичность; эффективность и д.р. Так например, Стабильность налоговой системы – ключ к развитию экономики, так как налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №9. Тема: «Правонарушение и преступление в медицине» | Развитие систем налогообложения. Теории и гинезис налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.