Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы конкуренции. Доминирующее и монопольное положение хозяйствующего субъекта на рынке




 

В Российской Федерации конкурентные отношения регулируются комплексом нормативных правовых актов, которые в современной юридической литературе и практике нередко обозначаются термином «конкурентное право» («конкурентное законодательство»).

 

Центральное место в иерархии конкурентного законодательства (антимонопольного законодательства) занимают положения Конституции РФ. Согласно п. 2 ст. 34 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. К числу запретов антимонопольного характера можно также отнести норму Конституции РФ о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом и в строго определенных случаях – если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74). Нарушение данного правила будет также представлять собой монополистическую деятельность, преследуемую антимонопольным законодательством.

 

Очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры, пресекающие определенные правонарушения, в частности, монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, и обеспечить контроль за монополизацией экономики. Поэтому особое значение приобретают нормы законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т. е. возможность осуществлять конкурентные действия. Во главе угла таких норм находится положение п. 1 ст. 8 Конституции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции. В их ряду также нормы законодательства, призванные создать условия существования и развития конкурентных отношений. К таким условиям, в частности, относится большое число производителей, продавцов и покупателей на рынке, отсутствие или незначительность барьеров для входа на рынок и выхода из него. Обеспечение этих условий возможно при наличии эффективных норм поощрения отечественного производства, поддержки малого предпринимательства.

 

Основными законодательными актами, которые применимы для регулирования конкурентных отношений на рынке товаров (услуг), являются Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно последнему Закону конкуренцией признается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4).

 

Для поддержки конкуренции государство предусматривает систему различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т. д.

 

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Бурный рост некоторых компаний зачастую приводит к тому, что они начинают доминировать на рынке.

 

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам.

 

Признаки доминирующего положения:

 

1) хозяйствующий субъект – это российская или иностранная коммерческая организация, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальный предприниматель;

 

2) производство товаров, т. е. продуктов жизнедеятельности, включая работы и услуги, предназначенные для продажи или обмена. Следовательно, не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта;

 

3) исключительность положения хозяйствующего субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Исключительность доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке этого товара.

 

Если доля хозяйствующего субъекта составляет до 35 % на рынке определенного товара, то его положение не может быть признано доминирующим.

 

Если доля хозяйствующего субъекта составляет более 35 %, но менее 50 % на рынке определенного товара, его положение может быть признано доминирующим. Но такое положение не презюмпируется, а должно быть установлено антимонопольным органом.

 

Если доля хозяйствующего субъекта составляет 50 % и более, то такое положение признается доминирующим.

 

Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа. Если антимонопольный орган устанавливает факт доминирующего положения, то ему следует определить вид рынка, состав участников, исследовать структуру рынка и его открытость для межрегиональной и международной торговли. Кроме того, исследуется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов. При этом субъекту предоставляется возможность опровергать данные антимонопольного органа, что такое положение не является доминирующим, т. е. не соответствует качественному определению доминирующего положения. При несогласии организации с признанием ее положения доминирующим, арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.

 

Основания признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта:

 

1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

 

2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе за счет наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;

 

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен при потреблении;

 

4) изменение цены товара не обуславливает снижение спроса на товар.

 

Монопольное положение хозяйствующего субъекта. Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью.

 

Доминирующий на рынке участник может вести коллективные и (или) индивидуальные монополистические действия.

 

Коллективная деятельность чаще всего проявляется в соглашениях между хозяйствующими субъектами (например, создание картелей, синдикатов, консорциумов, концернов и иных монополистических объединений, ограничивающих конкуренцию).

 

В зависимости от субъектного состава различают:

 

1) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, которые могут быть направлены:

 

- на раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

 

- на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, процентных ставок (так называемое фиксирование цен);

 

- на повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

 

- на ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров и их покупателей;

 

- на отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

 

2) соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

 

Индивидуальная монополистическая деятельность связана со злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, которое может проявляться в виде:

 

- изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

 

- навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминационных условий;

 

- создания препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

 

- нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

 

- сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства и т. д.

 

Естественные монополии. В некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В таких отраслях действует естественная монополия, которой обладают лица, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства и услуг. Такая монополия является устойчивой и, как правило, свойственна крупным объединениям предпринимателей, захвативших господствующее положение в производстве и реализации определенных видов товаров (работ, услуг), что определяет повышенное внимание к ним государства. Примером естественной монополии в Российской Федерации является «Газпром».

 

Правовые основы естественных монополий закреплены в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «Об естественных монополиях», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

 

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3).

 

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

Сферы деятельности субъектов естественных монополий:

 

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

 

- транспортировка газа по трубопроводам;

 

- железнодорожные перевозки;

 

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

 

- услуги общедоступной электро - и почтовой связи;

 

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

 

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

 

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

 

Способы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

 

1) ценовой метод – осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

 

2) неценовой метод – предполагает определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспеченности в случае невозможности полностью удовлетворить потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

 

Применение способа (метода) регулирования деятельности естественных монополий осуществляется на основании анализа их деятельности. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

 

- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

 

- налоги и другие платежи;

 

- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

 

- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

 

- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

 

- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

 

- государственные дотации и другие меры государственной поддержки и др.

 

Контроль за деятельностью естественных монополий:

 

1) предварительный контроль – предполагает обязательную подачу в соответствующий орган ходатайства о получении согласия на осуществляемые сделки (таблица 12), а также предоставление иной, необходимой для принятия решения, информации;

 

Таблица 12 – Предварительный контроль за деятельностью естественных монополий

Контролируемые действия Основания для контроля
Сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (или право пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) регулируемых Федеральным законом «Oб естественных монополиях» товаров (услуг)     Балансовая стоимость приобретаемых основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта по последнему утвержденному балансу  
Продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения и (или) пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) регулируемых Федеральным законом «Об естественных монополиях» товаров (услуг)    
Инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «Об естественных монополиях»   Инвестиции составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу

 

2) последующий контроль – предполагает обязательное уведомление в течение 30 дней соответствующего органа регулирования естественной монополии о совершенных сделках (таблица 13).

 

Таблица 13 – Последующий контроль за деятельностью естественных монополий

Лицо (или группа лиц) Лицо (или группа лиц)
Приобретение на рынке или в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, предоставляющих более 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли)   Приобретение акций (долей) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющее ему более 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли)
Все случаи изменения принадлежащего ему количества голосов в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии Все случаи изменения принадлежащего ему количества голосов в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта
Для контроля за соблюдением этих требований орган регулирования может запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 % общего количества голосов  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.