Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сибиряк : Ценности и традиции

Читайте также:
  1. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  2. Культурные традиции.
  3. Культурные ценности и потребительское поведение
  4. ЛИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТИ.
  5. Основные ценности важнейших социальных ролей
  6. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую
  7. Показатели биологической ценности белков
  8. Тема 10. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей
  9. Типичные групповые ценности
  10. Цели, задачи и ценности социального воспитания
  11. Ценности и цели воспитания

Многие традиции, исчезнувшие к 19 веку в Европейской России, в Сибири не только законсервировались, но и возродились. Многие ценностные компоненты сибирской народной культуры, имевшие в России отрицательную оценку, здесь стали положительными. Сибирь удивительным образом смогла соединить традиционную, восточную систему ценностей с западной, прогрессивной. Обусловленно это было свободным трудом сибиряка на соей земле, где центром была личность собственника, живущего по нормам обычного права «общества»

На первом месте в системе ценностей стоял труд человека. С раннего детства воспитывали трудолюбие. Высшей оценкой человека была- «зарывной, усердно робить». Это означало одновременно – высоконравственны, порядочный человек. Оценка трудолюбия подкреплялось оценкой состояния подворья, дома, пашни, запасливости и бережливости. Мотоство осуждалось.

В ряду сибирских особенностей не последнеее место занимает склонность к пьянству. Но пили по праздникам, практически в зимнее время. Летние беспричинные пьянки суждались и пресекались. Особенно осуждалось индивидуальное винопитие.

Бесчестием считалось покушение на чужую собственность « Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели», говорили в Сибири. Честность и уважение к собственности -–вот черты присущие, по мнению сторожила, сибиряку. А вот к переселенцам, ссыльным относились с недоверием, говорили «Поселенец, что младенец- на что взглянет , то и стянет».

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушее, щедрость и почитание гостя. Нормами «гостевания» было следущее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует о просчитанности и упорядоченности жизни во времени. Во- вторых гости приходили с «гостинцами» детям, Даренную вещь не обсуждали, делали ответные подарки. В долг всегда давали под честное слово. В случае обмана веры человеку больше не было. Традиции старожилов держались на «заветах предков», на постоянном обращении к правилам, по которым жили отцы.

Помочами назывались разнообразные виды работ, выполнить которые крестьянин в одиночку не мог или желел сделать в кратчайшие сроки. Было принято, чтобы хозяин, устраивающий «помочь» самолично обошел всех и, приглашая, оговорил все условия труда. Хозяин обязан был утром предложить помочанам позавтракать и 1-2 раза кормить во время работы.

Православие в Приенисейском крае. Вера стала олицитворением нравственного идеала.

«Нехристь»,- говорили о человеке нравственно ущербном, совершающем дурные поступки. Однако Сибирь была значительно менее религиозна, особенно в выполнении обрядов, посещении церкви, все же каждый человек был внутренне верующим. Вера помогала воспитанию мудрого отношения к ворпросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции преков. Жизнь человека была связана с првославным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.



Верующие посещали церковь в основном в воскресные дни, чаще зимой, чем летом. Отмечалось, что в страдную летнюю пору сибиряки в церковь почти не ходили, особенно крестьяне отдаленных деревень. Одевались для посещения церкви в лучшие одежды, в храме вели себя «чинно , благопристойно, степенно». Женщины ревностнее относились к вере чем мужчины. Духовным центром крестьянского дома была икона в переднем углу. Преобретая икону, крестьяне называли это не покупкой, а меной, хотя выменивали на деньги.

Сибирское мироощущение было основано на двоеверии. Двоеверие проявлялось во всем, в том числе, в вере в «нечистую силу» и «шишкунов», в «домового» и в магию. Но все действия в условиях веры в Бога и языческих верований совершались комплексно. Читалась молитва и тут же следовал «обряд предков». Перед пахотой молились всей семьей перед иконой, а прибыв на пашню, в первую бороздку запахивали кусочек хлеба.

Практически вся народная медицина совмещала лечение болезни православной молитвой с древними заговорами.

Особое место в системе верований занимал домовой- хозяин, суседко. В каждом доме рассказывали былички, о том как видели его. «Хозяин» следит за благополучием и здоровьем членов семьи, он хранитель дома, поит и обихаживает скот. Сибиряки не только верили в существование домового. Но и выполняли ряд действий, чтобы уважить его. «Хлебцы» с солью клали для «хозяина и хозяйки» в укромном месте во дворе, два хлебца клали в подполье, под балку, в специальную выемку. С домовыми постоянно делились прикусками , кашенными яйцами, блинами. Но памятуя о православных обычаях, добавляли: «Только креститься при обращении к хозяину, ни Боже мой, не надо».

Женский труд и женская судьба. Совместный общеполезный труд членов семьи был основой благополучия крестьянского хозяйства. Разделение труда с сохранением гармонии его - это прежде всего нравственная сторона натурального крестьянского хозяйства. Судьба сибирячки, его жизненый путь прежде всего определялся природоопределенной функцией работницы. А высокая самоценность работницы, его вклада в «достаточность» хозяйства наделяли женщину высоким экономическим статусом. Нигде женщина не пользовалась таким высоким положением в миру, как сибирячка в сообществе «своих».Хотя, целиком от природы женщина занимала ведомое за мужчиной место, ее положение компенсировалось социальными правами : правом выбора. Сибирячки обладали правом собственности: могли содержать свой мелкий скот и птицу для последующей продажи. Они расходовали деньги, заработанные на оговоренных заранее поденных работах.

С самого раннего возраста девочке внушалось, что женская судьба неразрывно связанна с естественными для любой женщины умениями и работами. Все эти работы воспринимались не как безысходность и «каторга», а как естественное течение жизни. Девочку с юных лет учили прясть, вязать, доить корову, шить, ткать, выполнять иные работы по- хозяйству, но при этом не раскрывали особенности приготовления пищи в родительском доме. Женщина, выходя замуж, не должна нести в дом мужа традиции своего родительского дома. После свадьбы «молодуху» первый год не обряжали на общие работы, а учили у печи : учила всему свекровь.

В предверии старости сибирячки выполняли наивожнейшую работу – ткали и шили себе «смертное».

Таким образом, весь круг работ женщины, труда и отдыха были основой ее нелегкой, но по-своему счастливой женской судьбы.

Система воспитания детей. Воспитание ребенка включало три основных составляющих : общественное, семейно- родственное и самовоспитание.

С первых минут жизни, с момента рождения считалось обязательным дать нравственное напутствие. « Не будь крикливым, не будь ревнивым, будь уемным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным, приговаривала повитуха над ребенком. Ребенку «вправляли» врожденные вывихи, правили головку», «вправляли грыжу», с первых дней закаливали.

Воспитанием в ссемье традиционно занимались дедушка и бабушка : они были менее других заняты крестьянским трудом. Важнейшее место занимало трудовое и нравственное воспитание. В ситеме воспитания важным было ровное, без унижения и оскорбления отношение к детям. Часто малыша бабушка шутливо именновала по имени отчеству, спрашивала совета, беседовала на серьезные темы. «Общество» строго следило за поведением детей, подавало пример традиционного поведения и спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый мог сделать замечание, пожурить за поступок, об этом сразу же становилось известно родителям. Семья не желая падения авторитета в обществе, за прказы сына строго его наказывала – честь рода ставилась на первое место. Человек прдолжал воспитываться всю жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость: понятия старость и мудрость у сибиряков были синонимами.

Грамотность и просвешение. Особенностью Сибири по сравнению с Европейской Россией был более высокий уровеь грамотности крестьянского населения. Немаловажную роль играло обучение грамотности на дому. Обучали на дому чаще всего грамотные крестьяне, родители, родственники, грамотные люди со стороны. Обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помошником умственных знаний.

Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они занимались обучением детей.

Грамотнось и зажиточность, были весьма почитаемы и уважаемы сторожилами. Но отношение к государственному просвещению со стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно –негативное отношение, как к властям и к политике.

«Русские крестьяне и казаки, переселяясь в Сибирь, создали ряд оригинальных вариантов русской культурной традиции… Землепроходцы и следовавшие за ними крестьяне, перемешались с аборигенами Сибири, образовали субэтнос сибиряков.» (Л.Н.Гумилев.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сибиряк : Ценности и традиции

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.160
Генерация страницы за: 0.007 сек.