КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели образования
Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме. Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником. Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками. Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах. Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:
В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Средства педагогического процесса Материальные или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся. · оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.), · учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование, · дидактическая техника (ТСО, компьют. и т.д.), · учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электр.учебники и т.д.), · организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экз. билеты, карточки-задания, уч.пособия, метод. рекомендации). Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой · Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы · Класс работает по единому годовому плану и программе · Основной единицей занятий является урок, как правило по одному предмету и теме. · Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. · Учебники как правило применяются для домашней работы. Работой учащегося на уроке руководит учитель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка, принимает решение о переводе ребенка в другой класс. Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д. Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков: · Дидактическая цель (И.Т.Огородников); · Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов), · Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов); · Методы обучения (И.Н.Борисов); · Способы организации учебной деятельности (Ф.И.Кирюшкин) Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели: 1. Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление. 2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия. 3. Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д. 4. Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д. 5. Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:
В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:
Соотношение обучения и развития:
В развивающем обучении вводится одно из понятий современной педагогики : зона ближайшего развития. Под зоной ближайшего развития понимаются действия, которые ребенок еще не может осуществить самостоятельно, но уже может с помощью взрослого. Именно в зоне ближайшего развития строится развивающее обучение. Традиционное строится в зоне актуального развития (т.е. традиционное обучение предполагает что, все чему обучают ребенка абсолютно соответствует уровню его развития, все действия он может осуществлять самостоятельно).
Семья как социокультурная среда развития личности ребенка. Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодексом и др. М.А. Галагузова: Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу. Разделение семей по структуре: Основанием для классификации семей по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. В настоящее время средний размер семьи 3,23 человека.
наличие брачных партнеров:
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
Разделение семей по уровню доходов: 1. материально обеспеченная, с высоким уровнем доходов – семья м. позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. 2. благополучная семья – уровень доходов на 15-20 % вышесреднего. Не нуждается в посторонней помощи. 3. кризисная семья, малообеспеченная семья – находится на или за чертой бедности, уровень дохода равен или ниже прожиточного минимума (крайней бедности – среднедушевой доход до 50 % прожиточного минимума, в постоянной бедности – доход ниже прожиточного минимума в течении всего года) Распределение семей по личностным характеристикам членов семьи (психологические качества, патологические привычки, но возможно и по физиологическим индивидуальным особенностям)
- Конфликтная семья- до 60 % распространения, преобладает конфронтационный стиль взаимоотношений, часты семейные скандалы и т.д. - Педагогически несостоятельная семья – низкий уровень общей и отсутствие психолого-педагогической культуры родителей, нежелание видеть и исправлять ошибки воспитания, сознательное настраивание ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности. - Аморальная семья – нарушаются права ребенка – жестокое обращение с детьми, насилие, торговля детьми, невыполнение обязанностей по жизнеобеспечению. Моральные и нравственные убеждения, ценности родителей отличаются от общественных норм. - Асоциальная семья – с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общественным нормам, прививаются навыки противоправного и девиантного поведения. Моральные и нравственные ценности родителей противоречат общественным нормам. Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в т.ч. в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Т.е. социализация м.рассматриваться как процесс приобщения к жизни, к новым социальным условиям. Каждый человек приобретает социальный опыт в течении всей жизни. Выделяют две фазы: социальную интеграцию и адаптацию. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности. Интеграция предполагает осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Институт социализации- исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. Семья является базовым институтом социализации для ребенка. Функции (назначение) семьи историчны, с течением времени меняется характер и иерархичность):
Функции семьи (классификация М.С.Маковецкого)
Комментарии к таблице: Репродуктивная функция: общество заинтересовано в том, чтобы не возникало тенденции снижения рождаемости. В России и многих других странах данная тенденция существует уже более 100 лет. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений. В ближайшее время повышения рождаемости не ожидается (в связи с большим количеством социальных проблем, таких как
Досуговая функция: досуговая деятельность в семье также имеет огромный воспитательный потенциал. Досуг-часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семейной жизни Сексуальная (гедеонистическая) функция: правильное половое воспитание прежде всего должна дать семья, т.к. здоровая сексуальная ориентация – это залог сохранения репродуктивного здоровья. В настоящее время лишь 7% мальчиков и 17% девочек узнают о способах предохранения от беременности от своих родителей. Воспитательная функция (первичной социализации): постепенное введение семьей ребенка в общество, ознакомление со всеми присущими этому обществу законами, нормами и ценностями. Воспитательную функцию можно разложить на основные структурные компоненты, поддающиеся количественному измерению и описанию (данные компоненты в конечном счете являются показателями психолого-педагогической культуры семьи): 1. Осознание родителями ответственности за воспитание ребенка; ориентация его на общечеловеческие ценности, направленность воспитательных усилий на дальнейшую жизнь ребенка, учитывая те требования и трудности, которые предстоит преодолеть; 2. Наличие у родителей: психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей, способности применять методы и формы воздействия на ребенка в соответствии с изменениями обстоятельств его жизни, умения понять своего ребенка и помочь ему, уважительного отношения к нему и его праву на самостоятельность, умения объективно оценивать своего сына или дочь, знания друзей ребенка; 3. Регулярность контакта семьи и школы (учреждения ДО) через посредничество социального педагога, классного руководителя, педагогов ДО, которое складывается из взаимосотрудничества и взаимообучения, самоорганизации и саморегуляции родителей, самообразования и самовоспитания. «Педагогический мониторинг» Качество образовательного процесса, в целом качество образования, определяются:
Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой находится его воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования; он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные "сдвиги" в развитии, образовании и формировании личности школьника. Таким образом, педагогический мониторинг "присутствует" на всех этапах педагогического процесса. Из истории вопроса. В разные времена, под разными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950. Т. 8. С. 23). Он советовал педагогам "изучать сколь возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства", вести "истории воспитания" каждого ученика. Его высказывания об изучении детей стали крылатыми, являются источниками в современной постановке вопроса. Л. Н. Толстой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подрастающее поколение, утверждал великий гуманист. Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах таких видных русских педагогов-психологов, как А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению. Так, А. Ф. Лазуркский внес большой вклад в разработку метода наблюдения за поведением детей, а также обосновал метод естественного эксперимента. П. Ф. Лесгафт требовал всестороннего изучения детей для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства. П. П. Блонский раскрывал особенности возраста и давал рекомендации по работе в каждом из периодов на основе детального изучения детей. Глубоко, многосторонне подошел к решению проблемы А. С. Макаренко: "Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, — писал он, — а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания". (Макаренко А. С. Соч. М., 1951. Т. 5. С. 335.) Этой мыслью Макаренко А. С. подчеркивал важность воспитывающей функции изучения школьников. Знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить практическому воспитанию школьников. В. А. Сухомлинский утверждал: "Знать ребенка — эта та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики..." (Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 19.) Современные учителя-исследователи (Лысенкова С. Н., Ильин Е. Н., Шаталов В. Ф., Щетинин М. П. и др.) продолжают лучшие традиции отечественной педагогики. В основе их практической деятельности — глубокое изучение учащихся. Таким образом, во все времена прогрессивные педагоги отводили большое место в педагогическом процессе изучению учащихся, которое является основой диагностической деятельности. Что касается педагогического прогнозирования как специальной деятельности, как направления в педагогике, то оно имеет небольшую историю: одна из первых работ по этому вопросу вышла в свет в 1974 г. Термин "педагогический мониторинг" вошел в обиход в 1994— 1995гг. Функции и виды педагогической диагностики. Функциями педагогической диагностики (в переводе с греч. "способность распознавать ") являются: информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); оценочная (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.); корректирующая (внесения частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса). Виды педагогической диагностики: начальная ( при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми); текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах); обобщающая ( при подведении итогов какого-то периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.). Суть педагогической диагностики заключается в сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте, возможно, с описанием другого идентичного субъекта или, при необходимости, с описанием стандарта этого субъекта; в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности; в раскрытии смысла с его объяснением изменений, происходящих в субъекте диагностики; в доведении до сведения учащихся (их родителей, других учителей) результатов диагностической деятельности; в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики. Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса. Педагогическое прогнозирование. Понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса. Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение для педагогики играет активность предвидения, т. е., предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза. Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом. Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение — диагноз — прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется, прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс. Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула: Прогноз (цель) Деятельность, Изучение Диагноз Прогноз общение
Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает закономерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитывает их взаимокомпенсацию, которые создают в каждый данный момент "новый узор" гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности. Чаще всего диагностируется "западающее звено", от нарушения гармонии личности; следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановление и создание здорового стереотипа вместо негативного и т. п. Диагноз — по "западающему звену", прогноз - по комплексу личности. Здесь могут быть выделены два направления: "подтягивание западающего звена" или компенсация его за счет развития "соседних звеньев". Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проектируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный результат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять своему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу. Главный смысл прогностической деятельности учителя заключается в том, чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании, развитии, формировании личности ребенка, в самом начале, чтобы ликвидировать возможность перерастания этих незначительных отклонений в педагогическую запущенность. В процессе обучения неоднократное возвращение к диагностическим методам. Контроль успеваемости предполагает наличие элементов диагностики – проверка (получение информации о степени освоения материала) и оценивание (документально фиксируется как отметки). Итоги проверки – основа для оценивания. Отметка – 5,4,3 – не число, но приписываемое к числу суждение (оценка всегда качественная – «хорошо», «отлично»). Отметка может быть в виде балла, %, в буквенном обозначении (А, В). количественное значение отметки может фиксироваться не только через 5 бальную шкалу, но и через 12-бальнуй, 10, 2-х или 100-бальную. До революции в России существовала 6-бальная система (от 0 до 5), в настоящее время положительные оценочные суждения – 3-бальная шкала. В системе образования России в 1998-2001 гг. проводилась экспериментальная проверка новых оценочных шкал в различных регионах, поиск оптимального варианта. Показано, что наиболее удобна в использовании на сегодняшний день 12-бальная шкала (10 + 2 экстремальные оценки: «1»- «спасайте», ребенок нуждается в интенсивной индивидуальной помощи либо переводе в специализированное учреждение; «12» - «ура», необходимость в переходе на специальную программу, повышенного уровня сложности. Существует принципиально другие оценочные шкалы. Например, во французских лицеях используется 20-бальная шкала, в которой общий результат аттестата максимум 20 баллов. Каждый предмет имеет свой удельный вес в этих 20-и баллах, причем балловое значение профильных дисциплин выше чем предметов общего характера. Как следствие реален конкурс дипломов при продолжении образования, трудоустройстве. Количественное значение уровня обученности в % выражается через показатель усвоения (продуктивность обучения) – О, О – оценка успеваемости, колеблется от 100 %(полное усвоение) до 0%(отсутствие усвоения) О = Ф/П*100%, где Ф – фактический объем усвоенных ЗУН, П – полный объем ЗУН Требования к диагностике результатов обучения: · Объективность (отсутствие личных симпатий, критерии оценки и т.д.) · Системность (регулярность) · Гласность (объяснение мотивов выставления оценок, публичность оглашения, обсуждение итогов и т.д.)
Альтернатива традиционным методам контроля: контроль не на выходе, а на входе (функции контроля качества обучения в грамматических школах Великобритании передана университетским комиссиям, к которым на период сдачи экзаменов прикрепляется школа)
Основные методы педагоги Педагогическое прогнозирование ческой диагностики: 1. наблюдение (может быть включенным, «конспиративным»- когда наблюдатель участник совместной деятельности с объектом исследования; а может быть невключенным, «открытым» - в случае если объект знает что за ним ведется наблюдение. Примеры: включенное – наблюдение на экскурсии, занятия в творческой студии; невключенное – плановое посещение учебных занятий); 2. устный опрос (виды – диагностическая беседа (по заранее разработанному плану), свободный обмен мнениями (т.е. интервью), групповое собеседование. 3. письменный опрос (анкетирование, тестирование). При письменном опросе могут использоваться опросники закрытого типа (предлагается выбрать один вариант из многих), открытого типа (вопрос с пустым пространством для ответа), либо полузакрытого типа (предложены варианты ответов, но есть возможность собственного ответа). Тест является универсальным инструментом педагогического мониторинга.
Тест – инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной обработки и анализа результатов. Предназначен для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в ходе систематического изучения. Тесты как измерительный инструмент существуют уже около 120 лет. Преимущества тестов:
В тесте присутствуют три основных элемента: 1. система заданий. 2. зафиксированная документально технология предъявления. 3. система проверки, обработки и анализа результатов.
Классификации тестов:
Использование одних тестов вместо других приводит к негативным результатам!!
Уровни усвоения учебного материала (Б.Блум):
Требования к тестам:
Трудность - % детей в контрольной группе, ответивших правильно (больше 80 или меньше 20, иначе задание не пригодно) Дискриминативность – дифференцирующая способность заданий. Подсчет дискриминативности по 27% наиболее хорошо и наиболее плохо выполнивших тесты, считают индекс
Д=Nр верх/N-Nр ниж/N, где N- 27% от общего количества учащихся, Nр верхN- выполнили задание в лучшей группе,Nр ниж – выполнили задание в худшей группе Если индекс Д =0 или Д<0, значит задание должно быть пересмотрено. Подсчет Д необходим при отборе учащихся, вступительных экзаменах и итоговой аттестации. Существуют мировые стандарты анализа качества в образовании: TIMSS, ISO и др. Процесс обучения Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования, закономерности процесса обучения. Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Обучение состоит из преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика). Закономерности процесса обучения:
Виды обучения:
Функции процесса обучения (назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам обучения или процессу обучения в целом):
Принципы процесса обучения (основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его): 1. наглядность 2. природосообразность 3. сознательность и активность 4. систематичность и последовательность 5. прочность 6. научность 7. доступность 8. связь теории с практикой
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |