Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратификационный профиль Профиль стратификации




5% 5%

профессор

15%

рабочий 81%


% 14% 80%

Д В О П.

 

США 1992г. Россия

 

 

2. Страта – основной структурный элемент общества в стратификационной концепции; совокупность людей приблизительно одинакового статуса, для которых характерен общий образ жизни, социокультурные стандарты поведения, мотивационные установки. Это понятие представляет собой аналитическую конструкцию (конструкт), создаваемую на основании ряда признаков СД, которые считаются значимыми для конкретного общества. Стратификационные конструкты П.Сорокина (доход, власть, квалификация) и Л.Уорнера (доход, власть, образование, престиж профессии) являются наиболее распространёнными в социологии. Однако эти конструкты в большей мере отражают социальные реалии США; это осознавали и сами авторы. В других странах могут быть другие значимые признаки СД, другие интервальные дистанции между градациями признаков СД. Каждая страна в той или иной степени находится в собственной специфической социокультурной ситуации; даже отдельные регионы больших стран (напр. Россия, тем более СССР) могут иметь существенные различия в социальной структуре. Для современной России характерна ситуация трансформации социальной структуры.

В структуре страты различают:

1) Стандарты поведения. Они производны от ролевой структуры функциональной позиции как системы статусов. Базовым процессом их изменения является дифференциация труда.

2) Ранг группы. Он производен от престижа видов деятельности. Базовым процессом изменения престижа является ценностно-мировоззренческая динамика.

Создатели стратификационной концепции отмечали, что страта – продукт взаимодействия функционального разделения труда и конкретно-исторической системы ценностей данного общества. Появление нового вида деятельности является лишь одним моментом в формировании нового слоя. На процесс его формирования оказывает мощное воздействие История конкретного общества через представления людей о «правильном» и «важном».

Структурно-динамическая схема страты:

Техника Культура

Социальная Коммуникация

дифференциация

 
 


Функциональные Система

Позиции ценностей

 

Статусы Шкала оценки

 

Роли Престиж

 

 

Стандарты Ранг

 

Поведения группы

       
   

 


Представления о «правильном» Представления о «важном»

       
   
 
 

 


Образ жизни

 

ИСТОРИЯ

Индивида, сообщества, общества.

Страта не является:

1. статусной группой, т.к. включает в своё содержание поведенческие образцы и обладает рангом;

2. профессиональной группой: профессиональный статус – одно из оснований стратификации;

3. статистической группой т. к. включает в своё содержание и образ жизни.

 

4.2. Обоснование стратификации.

 

4.2.1. Назначение (функции) стратификации: зачем нужно стратифицировать общество?

1.Интегративно-организационная: выделение системы слоёв и определение правил взаимодействия между ними упорядочивает социальное взаимодействие, позволяет обществу функционировать единым организмом; стратификация – условие социального управления.

2.Мотивационно-стимулирующая: престиж является стимулирующим фактором социальной активности, поэтому общество, через различия в оценке разных слоёв и видов деятельности может побуждать активность индивидов в нужном направлении.

3.Инструментальная (культурно-накопительная ): стратификация позволяет наработать алгоритмы социального поведения, которые обеспечивают общность группового восприятия действительности и однозначное выполнение социальных ролей.

 

4.2.2.Основания (предпосылки) процедуры стратификации: почему возможно стратифицировать общество?

 

Социально-объективные предпосылки Социально-регулятивные функции
Различная важность социальных позиций для функционирования общества Необходимость создания шкалы престижа для видов деятельности.  
Различия людей по способностям и личностным возможностям Необходимость создания шкалы оценки деятельности людей.  
Недостаток социальных ресурсов: благ, привилегий, власти и др. Необходимость обоснования распределения социальных ресурсов.  
Существование различных интересов индивидов и групп Необходимость координации интересов через определение прав и обязанностей.  
Существование группового самосознания Необходимость структурного оформления нормативных стандартов групп.  

 

 

4.3. Измерения стратификации.

 

Властное (политическое):

социальное положение тем выше, чем больше объём власти. Так было и будет всегда. Это рационально или интуитивно понимают все. Властный критерий всегда включался во все системы стратификации. Феномен власти привлекал внимание всех социальных мыслителей. По вопросу о природе власти было и есть много дискуссий. Социология обосновывает социальную природу власти как продукт взаимодействия людей. Различают также иррациональную, психофизиологическую и метафизическую природу. Как отношенческий феномен «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Власть не является собственностью одного индивида – она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно» (Х.Арендт). Власть – это примат группы над индивидом. Власть – форма социальных отношений, характеризующееся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, групп, общества в целом.

Посредством чего можно влиять на поведение людей и чем можно измерить объём власти?

1.Власть как Воля: способность и возможность навязывать своё решение другим людям, независимо от их влияния. Объём власти в этом (персональном) аспекте характеризуется количеством людей на которых распространяется воля или решение.

2. Власть как Организация: система согласованных коллективных действий для достижения совместно приемлемых целей. «Власть – это обобщённая способность обеспечивать исполнение связывающих обязательств элементами системы коллективной организации, когда обязательства легитимизированы относительно коллективных целей» (Т.Парсонс). Объём власти в этом (институциональном) аспекте характеризуется уровнем интегрированности и управляемости взаимодействия в группе и обществе.

3.Власть как Авторитет: способность внушить веру в правоверность воли, доверие одних по отношению к другим. Доверие, авторитет может быть основаны на традиции, харизме, рациональном знании. «В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности. Во-первых, это авторитет вечно вчерашнего, авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господство, как его осуществляли патриарх или патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe – харизма), полная личная преданность и личное доверие вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека…Наконец, господство в силу легитимности установления (Satzung) и деловой компетентности, основанной рационально созданными правилами…» (М.Вебер. «Политика как призвание и профессия»). Таким образом, в зависимости от типа авторитета, власть может быть патриархальной, харизматической, легитимной (формально-юридической, бюрократической). Объём власти в этом (культурном) аспекте характеризуется «символическим капиталом».

Таким образом, власть имеет индивидуально-личностное, функционально-организационное и культурно-символическое измерения, которые переплетаются, переливаются и «мерцают» различными оттенками в реальной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.