Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество представляет собой процесс самодетерминации через самоопределение

5.3. Концепция символического капитала П.Бурдьё.

 

5.3.1.Теория инкорпорированных классов.

Наиболее распространённым в социологии основанием структурирования является статусное: выделение совокупности людей по объективным и количественно замеряемым признакам социальной дифференциации: богатство, квалификация и т.п. Однако в действительности эти признаки могут быть не настолько значимыми для людей, чтобы они объединялись только по этим основаниям. «Сила экономических и социальных различий никогда не бывает такой, что невозможно организовать агентов в соответствии с другими принципами деления: этническими, религиозными и т.п.». В современном обществе всё более значимыми различиями для людей становятся мировоззренческие и различия в образе и стиле жизни. Люди объединяются по целому ряду позиций, не всегда ясно и рационально осознавая их, на основе некоторого «чувства позиции, как чувства того, что можно и чего нельзя себе позволить…чувство границ (это не для нас) или, что сводится к тому же, чувство дистанции, которую обозначают и держат, уважают и заставляют других уважать». Социальный мир – ансамбль групп, характеризующихся своим специфическим пространством взглядов, вкусов, привычек, потребляемых товаров, форм досуга и многим другим. Социальное пространство приобретает всё более сложнопересекающийся и динамичный характер.

«Социальное пространство и различия, которые проявляются в нём спонтанно, стремятся функционировать символически как пространство стилей жизни или как ансамбль Stande, групп, характеризующихся стилем жизни”. Для обозначения групп, из которых состоит общество, Бурдьё использует термин М.Вебера, а также термин «класс», который понимает как ансамбль агентов, занимающих сходную позицию в сходных условиях и демонстрирующих сходную социальную практику. Проводя аналогию с марксистскими понятиями «класс в себе» и «класс для себя», Бурдьё различает «объективированный класс» – совокупность людей, выделенных на основании объективных статусных признаков, которую он классифицирует как статистическую категорию и «инкорпорированный класс» – совокупность людей, объединённых одинаковым отношением к жизни, общими одинаково значимыми предметами (вещами, идеями, чувствами) и осознающими свою общность. Инкорпорированный класс возникает как естественно-добровольное стремление, как консолидация единомышленников и соратников. И это не формально-статистическая, а реальная социальная категория, которая существует и действует благодаря своему Имени и благодаря своему лидеру (который не обязательно должен быть реальным живым человеком). Речь вновь идёт о харизматическом лидере. Сущность харизмы Бурдьё видит в том, что лидер является символическим представителем, знаком группы, но не делегатом от группы, а, наоборот, её продуцирующем лицом. «Именно потому, что представитель существует и представляет (акт символический), представляемая и символизируемая им группа существует и в свою очередь обеспечивает своему представителю существование в качестве представителя группы». Харизматический лидер появляется в результате акта социальной магии: слово порождает предмет, имя порождает группу, знак продуцирует вещь, обозначаемое идентифицируется с обозначающим, процедура номинации порождает социальную структуру. Отсюда тот неуловимый шарм, невыразимое таинство, окружающее харизматического лидера, будто излучающего свет истины. Харизматический лидер – «персонификация социальной фантастики, которую он произвёл на свет, посредством самого своего существования». Власть харизматического лидера – это власть номинации – способность порождать реальность через определение её, через присвоение имени. «Символическая власть есть власть творить вещи при помощи слов» («Социальное пространство и символическая власть»). “Обозначающий – это не только тот, кто выражает и представляет обозначаемую группу; это тот, благодаря кому группа узнаёт, что она существует, тот, кто обладает способностью, мобилизуя обозначаемую им группу, обеспечивать ей внешнее существование».(«Делегирование и политический фетишизм»). Но это не означает субъективизма и волюнтаризма, не означает, что можно сконструировать что угодно и неважно каким способом. «Очевидно, что конструирование групп не может быть конструированием из ничего. Оно может быть тем более успешным, чем в большей степени базируется на реальности» («Символическое пространство и символическая власть»). Социальные структуры обладают одновременно и объективной и субъективной природой и существуют как схемы восприятия и оценивания – Habitus – совокупность предрасположенностей, диспозиций, готовности действовать определённым образом, комплекс установок, функционирующий как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действия. Однако последний противоречив и неустойчив. Для того, чтобы целенаправленно действовать личности и группе не хватает уверенности. Уверенность в правоте конкретного поведения появляется тогда, когда Habitus складывается в систему на основании каких-либо доминирующих принципов и ценностей. Последние легитимизируют социальную перцепцию: 1)выявляют, 2)обосновывают, 3)узаканивают = придают значимость определённым фрагментам социальной реальности и признакам социальной дифференциации.

«Инкорпорированный класс» - это группа, характеризующаяся общностью установок, общностью восприятия мира, которую внушает харизматический лидер, Авторитет, обосновывающий видение мира, внушающий принципы видения и разделения этого мира, навязывающий восприятие. «Класс» = представление о мире + воля. «…Изолированные агенты – тем сильнее, чем более они объединены символически – могут конституироваться как группа, т.е. как сила, способная заставить понять себя в политическом поле». Агенты и группы тем сильнее, чем больше обладают символическим капиталом – способностью создавать мир при помощи слов.

5.3.2. Символические механизмы легитимации социальной перцепции.

Группы как субъекты социального действия непосредственно не даны в социальной реальности. Предпосылками групп являются Habitus ы и общность образа жизни. Группы создаются (конструируются) специалистами по символическим структурам: учёными, политиками, художниками, идеологами всех мастей. Средствами конструирования мира является язык, понятия и теория как система понятий. Эффект теории тем сильнее, чем теория более адекватна настроениям, чаяниям, ожиданиям людей и конкретной ситуации. Тому, кому это удаётся в большей степени, обретает символическую власть: «власть творить вещи при помощи слов». Структурирование социального мира – это «борьба за навязывание легитимного принципа видения и деления мира», борьба «за монополию легитимной номинации». Чтобы изменить мир, нужно изменить представление о мире, картину мира, образ мира, восприятие мира. Борьба за право конструировать мир – это всегда политическая борьба – и наоборот, потому что в конечном счёте – это борьба за социальные права, привилегии, за власть. Политическая борьба является борьбой за сохранение или трансформацию социального мира посредством сохранения или трансформации видения социального мира посредством использования тех или иных понятий и категорий. Кто обладает правом интерпретировать и структурировать общество, тот обладает властью – и наоборот. Возникает парадоксальная ситуация: «лозунги овладевают людьми». Парадокс монополизации истины лежит в основе «символического насилия» – манипуляция группой от имени группы. Идеологи всех мастей подменяют видение мира той группы, выразителями которой они себя провозглашают, собственным видением мира. «Сегодня именем народа пользуются также, как в былые времена пользовались именем Бога» («Делегирование и политический фетишизм»). Лозунги доказывают себя тем, что, формируя группы, создают социально-политический порядок, конструируют, учреждают общество. Группа как субъект социального действия – это «мобилизованная группа»: совокупность людей, реализующих идеолого-политическую программу, созданную на основе некоторой системы представлений. Социальная мобилизация как процедура структурации осуществляется символическими средствами и является в сущности формированием группового самосознания методами внушения. Так появляется Авторитет. Последнее становится тем более актуально, а иной раз и просто необходимо, чем менее значимыми становятся традиционные статусные основания для идентификации личностей и групп в ситуации структурной декомпозиции и возрастающей социокультурной мобильности. Ибо потребность в порядке существует у всех и всегда. Сила лозунга определяется мерой его признания и поддержки. Лозунги партий доказывают себя тем, что, формируя мобилизованные группы, создают социально-политический порядок. Мобилизационная сила суждений является результатом субъективных актов признания и, в качестве кредита доверия, существует лишь в представлениях и посредством представлений. Люди саморегулируют своё поведение и идентифицируют себя с группами и нормами с помощью усвоенных ими социально признанных (легитимных) суждений, произведённых профессиональными идеологами, политиками, учёными, имиджмейкерами и др. специалистами по конструированию символических структур. В конечном счёте единственным источником могущества символических структур является ситуация, когда одни (осознанно или бессознательно) признают за другими право регулировать свою жизнь. Объём символического капитала (а значит и возможности влиять на поведение других) у людей и групп разный. Разной является и способность к символической деятельности. Эти обстоятельства порождают элитаристскую логику объяснения общества. Термин «элита» встречается и у авторов символической концепции, однако здесь он понимается и объясняется иначе. П.Бурдьё пишет, что существует много элитных групп. Социальное пространство состоит из «полей», каждому из которых соответствует особый вид символического капитала, имеющий хождение в данном поле «как ставка в игре». Кроме того персональный состав элитных групп непостоянен: приходят новые талантливые «конструкторы душ», актуализируются новые виды символического капитала, меняются ситуации и лозунги.

 

5.3.3. Символические процедуры структурации общества:

1. Номинация открытие, «изобретение» группы через присвоение ей имени (процедура называния). Символическими средствами номинации являются: «категории», «титулы», «социальные униформы».

«Категории» - понятия, термины, используемые для обозначения социальной группы или позиции, содержащие в схематичном, свёрнутом виде мировоззренческие и поведенческие структуры (схему операциональных действий). Группы надо ещё «создавать» они не даны непосредственно в социальной реальности. Таким образом мы переходим от социальной физики к феноменологии. Социальный смысл «категорий» – создание феноменов. «Можно действовать, пытаясь изменить категории восприятия и оценивания социального мира, когнитивные и оценочные структуры: категории перцепции, системы классификации, т.е. в главном, - слова, названия, которые конструируют социальную реальность в той же степени, в какой они её выражают, являются ставками в политической борьбе, в борьбе за навязывание легитимного принципа видения и деления, за легитимное осуществление эффекта теории».

«Титулы» - слова, описывающие социальное положение и определяющие характер и объём привилегий в получении социальных благ. Титулы были всегда и, по мнению М.Вебера, служили символической формой притязаний на социальные привилегии. Социальный смысл титулования – узурпация статусных почестей. Критерием ранжирования титулов является престиж – оценка и признание места, роли, значимости группы, личностных качеств её членов. Престиж является тем источником и индикатором, который порождает и маркирует пласты социальной структуры (М.Вебер. Основные понятия стратификации). Управление названиями групп (номинация) – стратегия борьбы за социальные преимущества. Агенты прибегают к символической стратегии с целью максимизировать социальную пользу. Люди могут стремиться к менее оплачиваемой, но более престижной позиции, т.к. это даёт определённые социальные преимущества. Стремление к более высокой социальной позиции проявляется, например в том, что люди определяют свою профессиональную идентичность через более престижный и широкий класс, например, учитель называет себя преподавателем. Это стремление обусловлено тем, что вознаграждение за звание имеет тенденцию автономизироваться по отношению к вознаграждению за труд. Вознаграждение за звание может сохраняться, несмотря на изменения в труде и его относительной ценности. Титул создаёт социальную ситуацию, когда не относительная ценность труда определяет ценность имени, но институционализованная ценность звания служит инструментом, позволяющим защитить и сохранить ценность труда. Социальные притязания оформляются в процессе борьбы за социальную классификацию, а титулы – символическое оформление социальных побед.

«Социальные униформы» - внешние, наблюдаемые атрибуты социальной группы, слоя: одежда, жаргон, манера поведения, места и формы непосредственного общения и др.

2.Символическое насилие: конструирование габитуса и формирование на его основе групп с заданными параметрами социальной перцепции. Сущностным содержанием этой процедуры является внушение принципов видения социального мира. Средствами символического насилия являются «имиджевые структуры»: искусственно сконструированные модели социального поведения в образной, виртуальной форме.

3.Мобилизация группы: организация серии социальных мероприятий с целью осуществления символического насилия, конечным результатом которого является узурпация власти, привилегий и социальных ресурсов. Содержанием этой процедуры является «ритуальное шествие» группы по социальному пространству - фактическая реализация определённого образа жизни. Средствами социальной мобилизации являются: социально-политические мероприятия, демонстрации в буквальном смысле слова (фестивали, митинги, шествия, пикеты и т.п.), «события» – специально сконструированная информация с целью навязывания определённого смысла ситуациям и поведенческим стратегиям, «демонстративное потребление», «делегирование».

«Делегирование – акт социальной магии, превращающий физическое лицо в мистическое тело, трансцендентное по отношению к совокупности физических лиц его породивших». Лидер группы – «человек, ставший коллективом». (П.Бурдьё. Делегирование и политический фетишизм.)

4. Конструирование границы групп - разработка и внедрение социальных фильтров, регулирующих допуск к конкретным статусным позициям, условия пребывания в них и исключения из них людей, а также определение объёма социальных ресурсов, находящихся в распоряжении данной группы. Эта процедура символического конструирования осуществляется посредством следующих механизмов.

Ø Механизм допуска и социального закрытия: ответ на вопрос «кто имеет и кто не имеет права быть членом группы?».

Ø Механизм исключения: ответ на вопрос «кто лишается права быть членом группы?».

Ø Механизм институциональной регуляции..

5. Стигматизация - самоидентификации людей, находящихся в силовом поле группы в качестве ее членов, добровольное следование ее нормам, поддержание ее границ добровольными и активными действиями, реализация норм групповой субкультуры.

6. Хабитусуализация – опривычивание образа жизни.

Понятие Habitus (габитус) в широкий научный оборот ввел П. Бурдье для того, чтобы глубже объяснить механизм воспроизводства социальных иерархий через повседневную практику людей. « Habitus - это свободные привычки», привычное восприятие мира. Habitus - некоторый внутренний порядок («души»), который располагает человека к определённым действиям: стремиться к одному и отказываться от другого, испытывать субъективное желание социально необходимого и неизбежного. На основе Habitusа люди производят выборы мест, событий и людей для знакомства, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно, среду, к которой они привыкли и приспособлены, регенерируют структуры предшествующих социальных практик. Habitus – настрой струн души на социальный лад и тональность. Habitus – это результат длительного пребывания индивида в определенной статусной позиции. «Для каждого агента видение пространства зависит от его позиции в этом пространстве»» (Точка зрения зависит от точки сидения).

Habitus включает в себя две составляющие:

Ø Социальные интересы: восприятие мира и структура практики естественно формируются под мощным давлением интересов, обусловленных социальным положением.

Ø Доступная информация, которая также определяется местом в социальном пространстве: то, что видно из одной позиции, не видно из другой.

«Через габитус мы получаем мир здравого смысла, социальный мир, который кажется очевидным».

Habitus обладает одновременно и объективной и субъективной природой и существует как схемы восприятия и оценивания.Habitus –– совокупность предрасположенностей, диспозиций, готовности действовать определённым образом, комплекс установок, функционирующий как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действия. «Habitus, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обуславливает активное присутствие прошлого опыта, На основе Habitusа люди производят выборы мест, событий и людей для знакомства, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно, среду, к которой они привыкли и приспособлены, регенерируют структуры предшествующих социальных практик. Habitus – настрой струн души на социальный лад и тональность.который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действий, гарантирует «правильность» практик и их постоянство во времени более надёжно, чем все формальные правила и эксплицитные нормы».

Habitus – история, запечатлённая в телах.

 

Конструктивистская модель Бурдьё.

Символические процедуры структурации общества:

Соц.

запас

знаний

п

Создание о

Категории Символическое насилие Стигматизация в

феноменов с

е

Номинация габитус д

н

Узурпация е

Титулы статусных Мобилизация группы Конструирование в

почестей границ группы

Соц.

интерес

 

 

Тема 6. Социальный институт как механизм регуляции социальных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постструктурализм | Организация как элемент СИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.