![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа бюрократии
Рассуждения об объективных социальных предпосылках бюрократии можно сгруппировать в две точки зрения: социально-классовую и организационно-управленческую. . Социально-классовая природа бюрократии. К.Маркс. Бюрократия – механизм выражения интересов одной группы людей в ущерб другим группам, механизм неравного распределения социальных ресурсов в условиях их недостаточности. Социальная основа бюрократии – существование различных социальных интересов у различных социальных групп, необходимость каким-либо образом их регулировать. По сути, бюрократия – создание видимости справедливого и разумного управления и преодоления межгрупповых конфликтов; псевдорациональная форма обоснования господства одних над другими. Механизмом возникновения и функционирования бюрократии является отчуждение: · Экономической власти через распоряжение собственностью и монополизацию управленческих функций; · Политической власти через мистификацию выборности кадров всех уровней, фактическое назначение; · Идеологической власти – права устанавливать цели и приоритеты – через монополию на информацию, усечение гласности и мифотворчество. Бюрократия появляется там и тогда, где и когда общество расколото на классы богатых и бедных, когда власть отчуждена от большинства населения. Социальной формой бюрократии является государство. Если власть отчуждена от общества, то отчуждение это всегда бюрократично. В основе бюрократии – отчуждение результатов труда от непосредственных производителей, а государство всегда отчуждало в свою пользу часть прибавочного продукта, на том и основано его могущество и сила как аппарата силового управления в условиях социальных противоречий и столкновений. Чем сильнее противоречия, тем могущественнее бюрократия. Признаками бюрократизации власти являются: · Сакрализация («освящение») управленческого аппарата: подчёркивание важности управления вообще и существования аппарата в частности; придание большого значения нормотворчеству, особенно в области административного права, регулирующего права и статус административных работников; · Усложнение и засекречивание административного аппарата и запутывание административной политики: «Государственный аппарат не может бать слишком простым. Ловкость жуликов всегда в том и заключается, чтобы усложнить аппарат и сделать его загадочным» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.7,с.529). · Увеличение налогов, особенно косвенных; · Усиление регламентации социальных отношений и процессов; «управленческий империализм»: контролирование всех сторон жизни, в том числе и интимной. Организационно-управленческая природа бюрократии. М.Вебер. Бюрократия – способ управления, организации социальных отношений на основе рациональных правил, созданных компетентными специалистами, форма легитимного господства. Господство (власть) бывает трёх видов: · Традиционное (патриархальное): фактическое выражение интересов господствующих в данный исторический период слоёв, поддерживающих порядок на основе традиции, на основе «завета предков»; · Харизматическое: выражение интересов прогрессивной части общества в иррациональной форме; основой власти и порядка являются сверхъестественные качества вождей; способы обоснования власти – «глас божий», «заслуги перед народом или отечеством» и т.п.; · Легитимное: обоснование решений правилами эффективной деятельности; способ обоснования – «формальная рациональность»: основанные на науке (в том числе юридической) нормы поведения и деятельности, научные методы выработки и принятия решений; основой власти и порядка является формальное право: рационально разработанное специалистами (в отличие от традиции) и одинаково равное (необходимое) для всех. Этот тип господства возник в Европе и закрепился в период капитализма. Бюрократия является социальной формой «формальной рациональности» и характеризуется: · Разделением власти по сферам деятельности на основе компетенции: знания объекта управления; · Деперсонализацией власти: отделение должности от индивида; управление становится профессией и перестаёт быть образом жизни (как для господина) и священным долгом (как для харизматического лидера); · Отделением субъекта управления от объекта управления; отделение власти от собственности. Бюрократия как способ организации и управления обладает следующими преимуществами: · Эффективностью, которая достигается за счёт строгого разделения обязанностей между членами организации, что даёт возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях; · Строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками; · Формально установленной и чётко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок; · Безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый из них выступает не как индивид, а как носитель социальной власти, представитель определённой должности. Идеальный тип бюрократа характеризуется такими чертами: готовность выполнить любой приказ, беспристрастность, безличность, компетентность, высокоразвитое чувство служебного долга. Бюрократия = Организация = Порядок «Выбор существует только между бюрократией и дилетантизмом».
Недостатки бюрократии как способа организации и управления: · Формализм бюрократических решений, игнорирующий специфику конкретных ситуаций. · Механистичность и калькулируем ость управленческих решений. · Управленческий империализм: контроль и регламентация всех сфер жизнедеятельности. · Нивелировка как объектов (управляемых), так и субъектов (управляющих) управления. · Ограничение человеческой свободы и индивидуальности. · Своекорыстие: стремление подчинить потребности и интересы общества целям собственного самосохранения и укрепления собственных позиций, демонстрируя при этом поразительную приспособляемость и живучесть; «законы С.Н.Паркинсона»: 1)чиновник множит чиновников; главный результат деятельности чиновника – увеличение числа подчинённых; 2)чиновники работают друг для друга и друг на друга; 3)лучший способ борьбы с бюрократией – не трогать её. · Утрата непосредственными работниками адекватного понимания реальной ситуации и перспективных целей и, как следствие, угасание инициативы и творческого отношения к делу. · Тенденция к переходу на экстенсивный путь развития в экономике: гипертрофированное развитие сырьевого сектора в ущерб развития производства и новых технологий.
Негативные черты бюрократического типа личности: · Этика и поведение конформизма, базирующегося на стратегическом стремлении к личной выгоде. · Психология бездумной или показной верности существующим порядкам. · Ориентация на мнения и требования непосредственного окружения и особенно начальства. · Полная идентификация со статусной ролью, стандартизованность поведения. · Приверженность корпоративной морали, «групповой эгоизм». · Стратегическая цель жизни – карьера, с мыслью о которой коррелируются все помыслы и ожидания. · Предпочтение стабильности существующей социальной системы как условия осущеятвимости карьерных ожиданий и предсказуемости регулярных повышений по службе. · «Статусный фетишизм»: отношение к формально-статусным признакам (должность, титул, звание, официальные награды и т.п.) как к свидетельству и доказательству индивидуально-личностных способностей и заслуг. · Фетишизация формальных авторитетов: превращение официальных авторитетов в образец и механизм поведения и решения всех вопросов; «официозный догматизм». · Подчёркивание важности административной иерархии. · Положительное отношение к льготам и привилегиям, связанным с административным статусом. · Склонность к протекционизму, злоупотреблению властью в корыстных целях, коррупции.
Тема 7. Маргинальность как характеристика социальной структуры.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |