Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2. АБИС. Определение и виды




Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС).

Таким образом, под автоматизацией будем понимать комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС определенного масштаба и назначения.

То, какие характерные особенности присущи АБИС, можно определить исходя из анализа самого этого термина.

Система может быть определена как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, формирующих единое целое. Например, в качестве систем можно рассматривать солнце и вращающиеся вокруг него планеты; организм человека, промышленное предприятие, общество.

Признаки системы:

§ Имеет структуру (взаимосвязи между компонентами) вертикальную (иерархическую) и/или горизонтальную.

§ Состоит из подсистем, которые, в свою очередь, могут быть системами, состоящими из более мелких элементов.

§ Устойчивость системы обеспечивается ее постоянным развитием.

Информационная система (ИС) – это совокупность людей, процедур и ресурсов, которая собирает, обрабатывает и распространяет информацию в той организации, к которой она относится.

ИС как всякая динамическая система имеет 3 основные взаимодействующие компоненты или функции:

1. Ввод ( сбор и накопление данных)

2. Обработка (конвертирование входных данных в выходные данные, информационные продукты)

3. Вывод (передача результатов, полученных после завершения процесса обработки входных данных, по назначению)

 


Важную роль в концепции системы играют два ее дополнительных компонента: обратная связь и управление. Система с компонентами обратной связи и управления называется кибернетической системой, т.е. самоуправляемой и саморегулируемой.

Обратная связь – это данные о функционировании системы.

Управление включает в себя мониторинг и оценку данных обратной связи для определения степени соответствия функционирования системы поставленным целям. Обратная связь часто рассматривается как необходимая часть функции управления. В случае корректного функционирования системы формируется позитивная обратная связь, в случае некооректного функционирования – негативная. В реальном мире функционирование большинства систем со временем порождает негативную обратную связь, что объясняется такой системной характеристикой как энтропия – тенденцией системы терять относительно стабильное состояние равновесия.

Для понимания информационной системы важен также учет некоторых других системных характеристик, например, учет того, что система функционирует не в вакууме, а существует и функционирует окруженная другими системами, составляющими внешнюю среду.

Если система является частью большей системы, она называется подсистемой, а большая система является для нее средой, от которой она отделена границей системы. Некоторые системы действуют в одной и той же среде и связаны общей границей, называемой интерфейсом. Система, функционирующая с другими системами в одной среде, называется открытой системой. Она обменивается с ними данными, связана с ними интерфейсами ввода/вывода. Если система способна изменяться или изменять внешнюю среду, в которой она функционирует, то такая система называется адаптивной.

Существуют множество ИС различных типов, например, письменная (бумага-и-карандаш) или неформальная (устная). Различают также информационные системы компьютеризированные и некомпьютеризированные. Автоматизированная ИС (АИС) использует компьютерное оборудование, программное обеспечение, телекоммуникации и другие виды информационных технологий (ИТ) для того, чтобы преобразовать ресурсы данных в информационные продукты. Всякий, кто пользуется ИС или информацией, которую она производит, называется конечным пользователем.

 

 


Информационные системы играют жизненно важную роль во всех видах человеческой деятельности, поскольку сегодня информация - один из ключевых ресурсов развития общества. Они предоставляют информацию для эффективного выполнения операций и управления организацией в целом. АИС, применяемая в библиотечной сфере, называется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС).

На рис. 2 представлена модель автоматизированной информационной системы (АИС), содержащей четыре главные ее компоненты:

§ (1) Люди (конечные пользователи и ИТ специалисты), (2) техническое обеспечение (компьютеры и носители информации), (3) программное обеспечение (программы и процедуры), (4) данные (данные, модели и базы знаний)

§ Ресурсы данных после их обработки трансформируются в информационные продукты для конечного пользователя

§ Процес обработки информации состоит из ее ввода, обработки, вывода, хранения и управления системой.

 

Конечные пользователи (пользователи, клиенты) – это люди, использующие АИС или производимые ей информационные продукты. В случае АБИС к ним относятся читатели, пользователи и сотрудники библиотеки, люди, курирующие деятельность библиотек.

ИТ специалисты – это люди которые разрабатывают и сопровождают АИС. К ним относятся системные аналитики (разрабатывают системы исходя из требований конечных пользователей), программисты (пишут программы на основе спецификаций системы, разработанных системными аналитиками), операторы (вводят в систему данные и управляют системой), технический персонал (обслуживают компьютерную технику).

Под компьютерами здесь понимаются:

§ Компьютерные системы, которые состоят из центрального процессора (ЦП) и компьютерной периферии, т.е. связанных с ЦП различного вида периферийных устройств, таких как клавиатура и электронная мышь для ввода данных и команд, видеоэкран и принтер для вывода информации, магнитные и оптические диски для хранения информации, компьютерное и сетевое оборудование (компьютеры, сканеры, принтеры, видеомониторы, концентраторы, репиторы, кабельная система и т.п.).

§ Телекоммуникационное оборудование, которое состоит из кабельной системы, различного рода коннекторов, концентраторов, монтажных стоек, трансиверов, репитеров и т.п.

Носители информации – это гибкие и жесткие магнитные диски, магнитные ленты, CD/DVD-ROM-ы, распечатанные выходные документы.

Программы – это операционные системы, универсальное (MS Word, MS Excel и др.) и специализированное (программы MARK-SQL, ИРБИС, LIBER-MEDIA, бухгалтерские программы) программное обеспечение.

Процедуры – инструкции использования ПО, ввода данных, корректировки ошибок, распространения выходных результатов работы системы и т.п.

Ресурсы данных – библиографические записи и базы данных, записи о пользователях библиотеки, информация о сотрудниках библиотеки и т.п. Данные могут быть представлены в различной форме: в виде текста (алфавитно-цифровых символов), графических изображений (графиков, схем), аудио- и видео записей. Обычно ресурсы данных организованы в

§ Базы данных, содержащие как правило, структурированную информацию в виде записей.

§ Базы моделей, которые содержат концептуальные, математические, логические, организационные модели, выражающие производственные отношения и взаимосвязи, маршруты движения людей, продуктов и информации о них.

§ Базы знаний, которые содержат знание во множестве форм, таких как факты и правила из различных областей знания. Базы знаний, как правило, связаны с экспертными системами.

Информационные продукты – это записи инвентарной книги, статистические отчеты, выходные формы и т.п.

Существует определенное различие между данными и информацией. Данные – это собранные, но необработанные факты, наблюдения, количественные показатели, даты и т.п. Более точно данные определоляют как объективные измерения атрибутов (характеристик) реально существующих объектов или процессов. Информация – это данные, подвергшиеся смысловой обработке с заранее заданной определенной целью.

 

Таким образом, в состав всякой АИС входят 4 подситемы: (1) технического обеспечения (ТО), (2) программного обеспечения (ПО), (3) информационного обеспечения (ИО) и (4) организационного обеспечения.

 

АБИС представляет собой сложный организационно-технологический комплекс, который включает:

· информационное обеспечение – совокупность различных информационных ресурсов, которые обрабатываются системой, средств кодирования информации, методов ее организации, хранения и контроля.

· лингвистическое обеспечение, которое представляет собой широкий спектр информационно-поисковых языков и методов, необходимых для обработки документов и запросов, а также средств для их использования и поддержки.

· программное обеспечение – совокупность машиночитаемых алгоритмов для управления работой ЭВМ, пакетов прикладных программ (для АБИС), документация, необходимая для эксплуатации системы.

· техническое (аппаратное) обеспечение, к которому относят компьютерные периферийные устройства, средства связи, оргтехнику и т.п.

· сетевые технологии реализации системы (локальные, распределенные, глобальные).

· организационно-технологическое обеспечение, которое состоит из организационно-технологической документации, средств контроля и управления, что обусловливает принятие решений для эффективной эксплуатации системы.

· кадровый персонал (библиотечные работники, инженерно-технические работники, администраторы баз данных, программисты и др.).

· эргономическое – организационные мероприятия по обеспечению соответствующих условий работы на компьютере, требуемых нормативных параметров освещения рабочих мест, температурно-влажностного режима в помещениях библиотеки и т.п.

Классификация АБИС является сложной научной проблемой, что объясняется тем, что при классификации возможны различные подходы к формированию родо-видовых соотношений и понятий, а также их сложностью и масштабностью. Наиболее предпочтительной для классификации АБИС является фасетная классификация, в основу которой положено выделение различных групп признаков АБИС. Например, АБИС можно подразделять на:

- по виду и характеру вводимой и обрабатываемой информации

o библиографические

o фактографические

o полнотекстовые

o справочные

o смешанные

(современные АБИС – это смешанные системы, хотя в АБИС, эксплуатируемых в библиотеках Беларуси, в основном используются библиографические базы данных. В то же время заметна тенденция к увеличению доли полнотекстовых баз данных. Часто в системе полный текст документа связан с библиографической записью о нем)

- по профилю комплектования информационных массивов документов (зависит от профиля комплектования библиотеки)

o универсальные

o многоотраслевые

o узкотематические

- в зависимости от состава подсистем и задач АБИС и характера их реализации в системе

o интегрированные

o неинтегрированные

(в первом случае АБИС охватывает все основные процессы библиотечно-информационной деятельности и все ее компоненты находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимодействии друг с другом (например, используется в различных подсистемах АБИС одни и те же базы данных)

- по функциональному назначению

o однопользовательские

o сетевые

- по архитектуре используемых сетевых технологий

o файл-серверные

o клиент-серверные

- по масштабам функционирования

o автономные (локальные)

o распределенные (корпоративные)

o с использованием технологий глобальных информационных систем (интернет-технологий)

- по адаптируемости (способности к изменению)

o открытые

o закрытые

o гибкие




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.