Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Рынок и его роль в хозяйственном механизме общества

 

Тенденции развития рыночной экономики.

Анализ состояния экономики стран мира свидетельствует о том, что развитые страны (страны большой семерки Севера) значительно опережают в своем развитии отстающие страны (страны большой семерки Юга). Так, объем ВВП на душу населения в странах большой семерки Севера в 7,2 раза больше, чем в странах большой семерки Юга. В России объем ВВП на душу населения в 5,6 раза меньше, чем в среднем в странах большой семерки Севера. Другие показатели смотри в таблице 1.

 

Таблица 1.

Некоторые характеристики экономики некоторых стран.

 

Наименование стран ВВП на душу населения, тыс. дол. Производительность труда в промышленности, дол. Потребление в расчете на душу населения, дол.
Большая семерка Севера США Япония Канада Германия Франция Италия Англия     26,25 20,90 20,65 19,75 19,65 19,15 19,00        
Большая семерка Юга Китай Индия Индонезия Южная Корея Таиланд Бразилия Мексика     2,95 1,50 3,80 13,25 7,10 6,25 7,00      
Россия 4,0    

 

Сравнение показателей, характеризующих экономические достижения России по сравнению с наиболее развитой страной мира США, приведенное в таблице 2, свидетельствует о существенном различии в развитии указанный стран, ставшем возможным, в том числе по причине неразвитого управления маркетингом в России.

Как следует из таблицы, Россия имеет преимущество по занимаемой площади и по подземным богатствам природных ресурсов. Остальные показатели - в пользу США.

США больше внимания уделяет прогнозированию развития отраслей национального хозяйства и инвестициям в человеческий потенциал. Динами вложений и прогноз приведен в таблице 3.

Таблица 2.

Соотношение характеристик развития экономики США и России.

(по данным за 1997 год)

 

Наименование характеристики Россия США
1. Численность населения   1,83
2. Площадь   0,55
3. Подземные богатства ресурсов   0,27
4. Валовый внутренний продукт   12,1
5. ВВП на душу населения   6,7
6. Расходы на образование из государственного бюджета   190,8
7. Соотношение производительности труда промышленных рабочих   6,5
8. Показатель качества жизни населения по сравнению со среднемировым уровнем   7,32

 

Таблица 3.

«Инвестиции в человека», в % к производственным капиталовложениям в США

 

Наименование отрасли 1980 г. 1990 г. 1995 г. Прогноз
2000 г. 2010 г. 2015 г.
Образование            
Здравоохранение            
Социальное обеспечение            
ИТОГО            

 

Все страны подразделяют на три группы по уровню дохода: с низким, со средним и с высоким.

*Наименьший доход на душу населения имеют Мозамбик, Эфиопия, Танзания, а наибольший – Швейцария, Япония, Германия, США. Так показатели Эфиопии и Швейцарии разнятся в 400 раз. Россия от Швейцарии отстает в 18 раз, от США в 12, хотя владеет примерно третью всех запасов минеральных ресурсов.

Факторы развития.

1. устойчивая политическая система

2. уровень развития рыночных отношений

3. природно-климатические условия страны

4. развитие образования, культуры, науки

5. вхождение в глобальные мировые системы

6. специфические для каждой страны сильные и слабые стороны.

 

Взаимосвязи управления экономикой и маркетингом.

Принципы управления экономикой – исходные положения теории управления, правила деятельности хозяйствующих субъектов.

Например системный подход к управлению предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение целей.

Потребности, ценности, товары, рынки, потребители.

Потребности.

Сердцевина маркетинга – удовлетворение потребностей покупателей. Этот процесс происходит в условиях постоянного появления на рынке новых товаров, постоянно меняющейся рекламы, повышения уровня жизни потребителей.

Классики маркетинга обычно рассматривают такую цепочку: нужда, потребность, запросы.

Нужда – это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Человеческие потребности растут по мере развития общества.

Производители, с одной стороны, стараются расширить ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой стороны, стимулируют появление новых потребностей.

Потребности людей практически безграничны, чего нельзя сказать о ресурсах для их удовлетворения.

Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние переходят в разряд запросов. Потребитель рассматривает товар как совокупность определенных качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочетание этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой располагает данный индивид.

Запросы – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Товар – все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность.

Потребности, по теории А. Маслоу, можно представить в виде иерархической структуры: физиологические, потребности безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении.

В широком смысле слова, потребность следует рассматривать как разность между необходимым (ожидаемым, возможным) и имеющимся состоянием объекта управления (индивидуума, организации, региона, страны) для удовлетворения его нужд в определенном виде ценностей.

Отсюда следует, что сначала необходимо прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их конкретизировать в виде ценностей и только потом – находить конкретный товар для удовлетворения конкретной потребности конкретных потребителей.

Ценности.

Описание системы ценностей является основой для сегментации рынка, определение направлений и параметров развития товаров и услуг, совершенствования системы управления в целом. Сущность понятия «ценности» отдельные ученые усматривают в системе устоявшихся в коллективе норм, которые могут быть приняты или не приняты его членом.

Рыночный выбор покупателя формируется под влиянием пяти групп ценностей:

§ функциональной (полезности, блага);

§ социальной (принадлежности к группе);

§ эмоциональной (чувственной);

§ эпистемической (познавательной);

§ условной (ситуационной).

Ценности – это общие убеждения о том, что есть хорошо и что – плохо. Ценности всегда предполагают субъективное ранжирование по важности, качеству или признанию чего-либо благом.

Цепочка ценностей организации – совокупность ее специфических функций основной и вспомогательной деятельности. (добавить)

Форма проявления ценностей: позитивная система взглядов индивида, миссия группы, нормы и правила поведения (совесть, миссия организации, обеспечение качества по всей технологической цепочке).

Содержание ценностей: качественные, стоимостные, поведенческие, синергические (надежность, экономичность, уважение старших, синергия увеличивает прибыль на 5%).

Виды ценностей: природные, политические, социальные, денежные, материальные, нематериальные, духовные (природные ресурсы, надежность политической системы, социальная ориентация, вклад в банке, недвижимость, ноу-хау, нравственность, признанные обществом произведения литературы и искусства).

Кроме того, ценности могут быть систематизированы по таким параметрам как: уровень качества (высокое - низкое); способ существования (реальные - виртуальные); по объекту, формирующему ценности (индивидуум, группа, организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество); аспектам ценностей, на которые обращают внимание покупатели (качество и цена товара, торговая марка и экономичность товара, качество сервиса и ситуационные аспекты покупки) и т.д.

Таким образом, ценность нечто особенное, чем субъект или объект управления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем.

Товары.

Товары являются формой выражения или материализации многих ценностей.

При разработке нормативов конкурентоспособности товаров следует анализировать такие аспекты как:

§ Параметры потребностей;

§ Набор ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей;

§ Перечень конкретных товаров или их функции;

§ Показатели качества товаров, их ресурсоемкости, структуры жизненного и воспроизводственного циклов;

§ Параметры производственной или социально-экономической системы;

§ Влияние параметров внешней среды на функционирование системы – изготовителя товара.

Международные стандарты ISO серии 9000 по система качества продукции типовой жизненный цикл включает следующие этапы:

 

Маркетинг, НИОКР, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, непосредственно производство, контроль (испытания и обследование продукции в процессе производства и выходной контроль), упаковка и хранение готовой продукции, реализация и распределение, монтаж и эксплуатация, техническая помощь в обслуживании, утилизация после использования.

Курсив – производство, обычный шрифт – рынок.

 

 

Анализ причин успеха отдельных товаров на рынке позволил выделить ключевые правила, следуя которым можно достичь успеха (см. табл. 4).

 

 

Таблица 4.

Правила успеха товара на рынке

 

Формулировка правила Комментарий
1. Превосходный товар Товар дифференцированный, уникальный в своем роде, приносящий покупателю дополнительные преимущества
2. Сильная маркетинговая ориентация Направленность разработки на рынок и клиента
3. Глобальная концепция товара Замысел и разработка товара с самого начала ориентированы на мировой рынок
4. Интенсивный первичный анализ Еще до начала разработки выделяются кадровые и финансовые ресурсы на углубленное технико-экономическое обоснование
5. Точная формулировка концепции Перечень конкретных задач выбор целевого рынка, набора свойств и позиционирования товара
6. Структурированный план освоения Переход от намеченного позиционирования к плану оперативного маркетинга в терминах цены, сбыта и коммуникации
7. Межфункциональная координация Новый товар – дело всей фирмы
8. Поддержка руководства Вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновации, ресурсы и правильное видение процесса
9. Использование синергии Реализовать сильные стороны, используя технологический и коммерческий синергизм
10. Привлекательность рынков  
11. Предварительный отбор решений  
12. Контроль за ходом разработки  
13. Доступ к ресурсам и инвестициям  
14. Роль фактора времени Быстрый приход на рынок – это источник конкурентного преимущества, но эта цель должна достигаться не в ущерб качеству
15.    

 

Факторами успеха новых товаров на рынке, как правило, является адаптированность товара к требованиям рынка, превосходство над конкурентами по качеству и цене, технологичность товара, уникальность товара и умелый маркетинг.

Рынки.

Рынок – это место купли продажи товаров и услуг; это экономические отношения, в результате которых проявляется спрос и предложение.

Рынки делятся по уровню конкуренции на:

свободные (высококонкурентные);

монополистической конкуренции;

олигополистические;

монополистические (закрытые).

Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные. Различают легальные и нелегальные рынки (теневые, черные); совершенные и несовершенные.

*Для совершенного рынка характерны следующие условия:

§ Все товары данного вида, объективно однородны по качеству и внешнему виду, а цена сопоставима с определенными товарами;

§ Условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

§ Прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

На таком рынке действия отдельных агентов рынка не могут повлиять на общие условия обращения товаров. При нарушении одного из указанных условий, рынок является несовершенным.

Форма рынка определяется количественным распределением продавцов и покупателей (см. табл.5).

Таблица 5.

Формы рынка.

 

Характеристика спроса Характеристика предложения
Много Несколько Одно
Множественный Полиполия (совершенная или чистая конкуренция) Олигополия Монополия
Небольшой Олигопсония (олигополия спроса) Двусторонняя олигополия Ограниченная монополия
Единственный Монопсония (монополия спроса) Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

 

Полиполия: много продавцов и покупателей, малые доли на рынке. Доступ к рынку открыт.

Олигополия: мало продавцов, но много покупателей, большие доли на рынке. Доступ к рынку затруднен.

Монополия: один продавец, много покупателей, одна организация господствует на рынке. Доступ к рынку блокирован.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Доктор экономических наук К.В | Тема 2. Маркетинг и основные критерии его развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.