КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Анализ ситуации в отрасли
Анализ общей ситуации в отрасли. Стратегическая оценка внешней среды компании требует ответа на 7 вопросов:
1. Каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль? Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений. Размер экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность). Факторы, которые необходимо изучить для того, чтобы определить основные характеристики отрасли: * размеры рынка * масштабы конкуренции * темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок * число конкурентов и их относительные размеры * количество покупателей и их финансовые возможности * идет ли интеграция “вперед” или “назад” * направления и темпы технологических изменений * легкость вхождения в отрасль и выхода из нее * являются ли продукты фирм-конкурентов высокодифференцированными или практически одинаковыми * имеют ли возможность компании осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий * является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства * имеет ли кривая ”обучение-опыт” в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия снижалась, по мере того как кумулятивный выпуск растет * осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения * имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом. Примеры: набора основных экономических показателей и стратегической важности ключевых экономических характеристик отрасли.
2. Какие конкурентные силы действуют в отрасли и каково их влияние? Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между продавцами внутри отрасли, наличием привлекательны товаров-субститутов, возможностью вхождения в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и возможностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции в отрасли является оценка каждой силы, определение того, на сколько слабо или сильно ее давление и затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться компании с учетом существующих в отрасли “правил” конкуренции, которая направлена на то, чтобы: а) изолировать фирму насколько это возможно от воздействия пяти сил конкуренции; б) использовать “правила” конкуренции в отрасли на благо фирмы; в) завоевать конкурентное преимущество. Модель пяти сил: 1.Соперничество между продавцами: * низкие цены * улучшенные характеристики товара * уровень обслуживания * сроки гарантийного периода * способы продвижения товара на рынок * новые товары (это все ресурсы и сила конкуренции) Факторы интенсивности конкуренции: n число фирм n рост спроса на продукцию n снижение цен, рост объема продаж, сокращение излишних запасов n затраты покупателей на перемену фирм n некоторые компании не удовлетворены долей рынка n прибыльность отрасли n затраты выхода из отрасли n различие компаний раскачивает рынок n крупные компании из другой отрасли скупает аутсайдера, но может быть будущего лидера отрасли. 2.Вхождение в отрасль новых конкурентов (барьеры): · экономия на масштабах производства (большие объемы сразу произвести сложно, риск, перепроизводство) · невозможность доступа к ноу-хау и технологиям (специальные знания и опыт) · эффект кривой обучения (опыт производства) · приверженность потребителей маркам (скидки, качество, обслуживание) · размер капитальных вложений (% по кредитам, завоевание клиента) · неравенство в издержках (дешевое сырье, ноу-хау, кривая опыта, география, % кредита) · доступ к каналам сбыта (опт, розница, реклама, дилеры) · действия контролирующих органов (лицензирование, гос решения, защита окружающей среды) · тарифы и нетарифные ограничения (ограничения правительства) 3.Влияние товаров-субститутов - конкуренция с фирмами другой отрасли: доступные цены; качество и характеристики продукции; сложность переключения для потребителей; сложность переподготовки служащих, тех помощь; расходы времени на проверку надежности и качества; психологические издержки. 4.Конкурентная сила поставщиков: · значимость для потребителя; · стандартность продуктов поставщиков; · количество; · острота потребности; · объем партии товара-заменителя; · теснота связей с поставщиками; · доля продукции поставщика в цене производства; · влияние продукции поставщика на качество; · стоимость перехода к другому поставщику; · склонность поставщиков к уступкам; · возможность вертикальной интеграции. 5.Конкурентная сила покупателей: величина покупателей; предложение; воздействие на цены, качество и уровень обслуживания. Стратегический смысл пяти сил - структура сил и характер борьбы. Структура конкуренции в отрасли непривлекательна, если: соперничество между продавцами велико; барьеры выхода на рынок низки; конкуренция со стороны субститутов велика; продавцы и покупатели могут получать значительную выгоду от участия в сделках. Идеальная конкурентная среда: поставщики и покупатели имеют слабые позиции; нет хороших субститутов; входные барьеры высоки; конкуренция между продавцами умеренная. Стратегия должна: 1) изолировать компанию от пяти сил; 2) повлиять на конкуренцию в выгодном для фирмы направлении; 3) обеспечить сильную позицию в конкурентной игре.
3. Что вызывает изменения в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде? Наиболее часто встречающимися движущимися силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Движущие силы: · изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли; · изменения в составе потребителей и способах использования товара; · внедрение новых продуктов; · технологические изменения; · изменения в системе маркетинга; · выход на рынок или уход с него крупных фирм; · распространение ноу-хау; · возрастающая глобализация отрасли; · изменение структуры затрат и производительности; · переход потребительских предпочтений от дифференцированных к стандартным товарам; · влияние изменений в законодательстве и в политике правительства; · изменение общих ценностных ориентаций и образа жизни; · уменьшение влияния факторов неопределенности и риска. Главных движущих сил обычно 3-4. Анализ движущих сил: 1) какие движущие силы оказывают наибольшее влияние; 2) установить размеры и последствия влияния; 3) приспособить стратегию к действию движущих сил.
4. Какие компании имеют наиболее сильные (слабые) конкурентные позиции? Разработка карты стратегических групп. Соперники, принадлежащие к одной и той же либо близко стоящим стратегическим группам, являются близкими конкурентами. Алгоритм составления карты структуры групп (см. рис.10.1.): 1.установить весь спектр характеристик (уровень цен/качества, географический масштаб деятельности, степень вертикальной интеграции, ассортиментный набор продукции, используемые каналы распределения, набор сервисных услуг); 2.нанести фирмы на карту; 3.объединить фирмы, попавшие примерно в одно пространство; 4.нарисовать окружность (диаметр - пропорционален доле группы в общем объеме продаж). Рекомендации: · переменные полей карт не должны сильно коррелировать · переменные должны показывать большие различия в позициях, занимаемых фирмами в конкурентной борьбе · переменные не должны быть ни количественными, ни непрерывными величинами · использование окружностей разного диаметра позволяет отразить относительные размеры каждой стратегической группы · несколько карт дают различные представления о конкурентных позициях. Можно нанести стрелки, указывающие движение групп в другие позиции. Попытки конкурирующих фирм войти в новую стратегическую группу почти всегда приводят к возрастанию интенсивности конкуренции. Чем ближе группы на карте друг к другу, тем сильнее конкуренция. Можно определить по карте связаны ли различия в потенциальной прибыльности отдельных категорий групп с сильной или слабой позицией каждой из них.
5. Каков следующий наиболее вероятный стратегический шаг конкурентов? Этот аналитический шаг включает в себя: определение стратегий конкурентов, выявление сильных (слабых) соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их последующих шагов. Хорошо поставленная разведывательная деятельность по сбору информации о противнике позволяет предугадать его действия. Ц/К
Примечание: по вертикали отмечены уровни соотношения цены и качества (Ц/К); по горизонтали – ассортиментный набор на рынке продаж мебели в г. Владимире; величина радиуса окружности пропорциональна доле в объеме продаж; цифрами обозначены организации - продавцы мебели. Рис. 10.1. Карта конкурентных позиций на рынке продаж мебели
Фирма не может переиграть соперников, если не будет отслеживать их действия. Важным становится определение структуры конкурентов: их положения в отрасли; структуры целей; их основных подходов к ведению конкурентной борьбы. Важен прогноз последующих шагов конкурентов: понимание их стратегических намерений; оценка их положений на рынке; насколько им необходимо укреплять свое финансовое положение; анализ публичных заявлений; гибкость конкурента; постигнуть образ мышления руководства; разведывательная деятельность.
6. Какие факторы являются ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе? Ключевые факторы успеха - это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить, чтобы быть конкурентоспособной и достичь финансового успеха. Ключевые факторы успеха - действия и конкурентные возможности, которым надо уделять особое внимание: загрузка производственных мощностей, торговая сеть, реклама, уровень производственных затрат, расположение потребителей. В разных отраслях КФУ различны, но их редко бывает больше 3-4.
7. Является ли отрасль привлекательной и каковы ее перспективы по обеспечению высокого уровня прибыльности(выше среднего уровня в других отраслях)? Если делается вывод о том, что данная отрасль является привлекательной, на вооружение берется обычно агрессивная стратегия для создания прочной конкурентной позиции, расширения продаж и осуществления инвестиций в развитие производственной базы и обновление оборудования. Если отрасль относительно мало привлекательна, то: а) компании не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить ее отрицательно и начать поиск других возможностей, б) слабые компании могут слиться с конкурентами или быть поглощены последними, в) сильные компании могут ограничить дальнейшие инвестиции и ориентироваться на стратегии снижения затрат и(или) на инновационные стратегии(выпуск новой продукции) для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности.
В итоге, в таблице 10.1. представлены факторы, влияющие на ситуацию в отрасли. Таблица 10.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩУЮ СИТУАЦИЮ В ОТРАСЛИ
Раздел IV. Анализ управления маркетингом на предприятии
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |