Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и операции процесса принятия решения

Технология принятия и реализации решений

Решения в процессе управления

Каждый менеджер в процессе работы сталкивается с необходимостью принимать решения.

Решение – это выбор альтернативы действия.

Принятые решения отражаются на всей деятельности организации. Организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы обеспечить движение организации к поставленным перед ней задачам.

Процесс принятия решения это психологический процесс и поэтому виды решений зависят от того, как их принимают. Отсюда и классификация решений.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный на основе интуиции, которая основывается на собственных представлениях руководителя о проблеме и ее решениях. Это чувство, которое развивается по мере накопления опыта работы.

Решения, основанные на суждениях – это выбор сделанный на основе знаний и опыта. Это очень быстрый и эффективный путь принятия решений, до тех пор пока ситуация резко не меняется.

В этом случае психологическая инерция (мы всегда делали так) может привести к разрушительным последствиям.

Рациональные решения – это решения, принятые на основе объективного аналитического процесса.

В понятие технология принятия решения входят следующие элементы:

- что делать (количество и качество объекта);

- с какими затратами (ресурсы);

- как делать (по какой технологии);

- кому делать (исполнители);

- когда делать (сроки);

- для кого делать (потребители);

- где делать (место);

- что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект).

Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит вы разработали технологию принятия решения.

 

1. Оценка ситуации включает в себя:

- выявление управленческой проблемы или задачи;

- предварительная постановка цели;

- сбор необходимой информации: по проблеме, по среде деятельности организации (по внешнему окружению и внутренним переменным), по ресурсам организации, ее услугам и продукции;

- анализ информации:

а) по ресурсам и продукту;

б) анализ поведения конкурентов на рынке;

в) сравнение продукта по эффективности с лучшими мировыми образцами, выявление расхождений;

г) анализ литературных источников, патентного фонд, претензий потребителей;

д) анализ направлений развития продукта и повышения его конкурентоспособности и т.д.

Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Многие решения не могут быть реализованы по причине недостаточности ресурсов: нехватка финансовых средств, отсутствие квалифицированных кадров, высокая цена сырья, высокая конкуренция и т.д. Это является наиболее распространенным ограничением в рассмотрении альтернатив. Также к ограничениям относятся различные законодательные акты, которые руководители организаций изменить не в состоянии. В дополнение к существующим ограничениям необходимо принять стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные решения. Это критерии принятия решений. Например, при рассмотрении различных вариантов вложения средств руководитель может остановиться на тех рынках, где отдача на вложенный капитал будет выше. Возникает стандарт принятия решения в виде коэффициента отдачи (ROI) не ниже определенного процента;

- обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации.

2. Выявление альтернатив. Как мы уже отмечали ранее, у руководителя всегда есть различные варианты решений. В идеале лучше собрать и рассмотреть все возможные альтернативы, которые могли бы устранить проблемы организации. Реально к рассмотрению принимаются те варианты, по которым располагают большими значениями и информацией. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает очень много времени и дорого стоит. Поэтому, зачастую, принимают наиболее простое решение, позволяющее решить проблему, но оно не всегда бывает самым эффективным.

3. Оценка альтернатив. Очевидно, что любое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому в организации должна существовать процедура отбора оптимального решения. Должны быть рассмотрены достоинства и недостатки каждого решения и должен быть найден компромисс достоинств и недостатков. При оценке и отборе решений руководитель пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного варианта.

4. Окончательный выбор и принятие решения. Если проблема диагностирована правильно и рассмотрены возможные альтернативы, то происходит окончательный выбор. Как правило, он осуществляется на основе:

- одного доминирующего критерия (например, отдача на вложения в одной отрасли выше, чем в другой);

- совокупности критериев, каждый из которых должен учитывать различные аспекты (например, достаточное количество финансовых средств, доступность ресурса, решение не противоречит имиджу организации и приемлемо для акционеров.

Итак, к факторам, влияющим на решения, принимаемые руководителем, можно отнести:

- личностные качества руководителя;

- среда организации – неопределенность среды, ее турбулентность (изменчивость);

- наличие информации;

- процедура обмена информацией;

- риск;

- целостность и взаимосвязанность решений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принятие управленческих решений | Модели науки управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.