Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.Сущность менеджмента, его место и роль в рыночной экономике. 2 ч




Лекция 1

МЕНЕДЖМЕНТ

Е.А. Багрова

 

Лекции для студентов заочной формы обучения специальностей

080502.65 «Экономика и управление на предприятии»,

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

080105.65 «Финансы и кредит»,

260501.65 «Технология продуктов общественного питания»

 

Казань 2010


Багрова Е.А. Менеджмент: лекции для студентов заочной формы обучения – Казанский кооперативный институт, 121 с.

Лекции по дисциплине «Менеджмент» для студентов заочной формы обучения специальностей: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 260501.65 «Технология продуктов общественного питания».

 

Рецензенты: к.э.н., доцент Ахметзянова С.С.

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Экономика и управление на предприятии» от «03» сентября 2010 г., Протокол № 1

 

 

©Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2010

©Багрова Е.А., 2010


Раздел I. Методологические основы менеджмента.

1. Определение понятия и сущность менеджмента.

2. Методологические подходы к определению сущности менеджмента.

3. Место и роль менеджмента в рыночной экономике.

 

1. Определение понятия и сущность менеджмента.

Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:

- Институциональный (кто управляет и кем). Этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.

- Функциональный (как осуществляется управление и как оно влияет на управление). Этот аспект характеризует деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь рассматриваются функции управления и специальные характеристики деятельности менеджеров цели управления. Рассматривается отношение менеджеров на управляемых.

- Инструментальный (чем осуществляется управление). Отношение к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач.

Менеджмент - это рациональный способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

Менеджмент – это управление ориентированное на прибыльность и доходность, чутье к разного рода новациям, способным дать сейчас или в перспективе большой практический эффект.

Говоря о менеджменте почти всегда подразумевают фигуру менеджера. Когда говорят менеджер имеют ввиду профессионального управляющего прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера или экономиста, знающего управление.

В зарубежной практике выделяют 4 случая употребления термина менеджмент:

- группу одной организации по профессиональному признаку.

- отдельную личность, входящую в группу.

- учебную дисциплину.

- процесс управления.

Менеджмент универсален. Управленческие функции должны выполняться менеджерами всех типов организаций, независимо в какой стране он находится.

2. Методологические подходы к определению сущности менеджмента.

 

Экономический (механистический) подход –

В рамках данного подхода организация представляет собой набор механических действий.

Ведущее место занимает подготовка людей на предприятии, направленная на овладение трудовыми навыками.

Данный подход дал начало концепции управления трудовыми ресурсами.

Основные принципы данного подхода:

1)Обеспечение единства руководства (подчиненные получают приказы только от одного начальника).

2)Соблюдение строгой управленческой вертикали (цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал коммуникаций и принятия решений).

3)Фиксирование необходимого и достаточного объема контроля (число людей, подчиненных одному начальнику должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации).

4)Соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур управления (штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких условиях не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители).

5)Достижение баланса между властью и ответственностью (бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия).

6)Обеспечение дисциплины (подчинение, исполнительность и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии принятыми правилами и обычаями).

7)Достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля.

8)Обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей.

 

В рамках данного подхода организация будет эффективна при следующих условиях:

- постановка четких задач для исполнения;

- достаточно стабильная внешняя среда;

- производство одного и того же продукта;

- человек согласен быть винтиком в механизме и вести себя как запланировано.

Органический подход –

В рамках органического подхода последовательно сложились

а) концепция управления персоналом и

б) концепция управления человеческими ресурсами.

Организация стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.

Организация стала отождествляться:

во первых, с человеческой личностью,

во вторых, с функционированием человеческого мозга, перерабатывающим информацию.

Исходя из отождествления организации с человеческой личностью, в научный оборот были введены такие понятия как потребности, мотивы, цели, а также жизненные этапы и циклы развития организации, по аналогии с жизнью человека.

Отождествляя организацию с человеческим мозгом, то главными чертами организации являются системность и комплексность с большим количеством связей и коммуникаций.

Основные принципы структурирования организации в рамках органического подхода:

1.Сохранение целого организации в каждой ее части (вплоть до каждого работника).

2.Создание множественных связей между частями организации.

3.Развитие одновременно специализации и универсализации организации.

4.Создание условий для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.

 

Организация будет эффективна при следующих условиях:

 

- подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой;

- улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей.

- взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других изменений;

- выделение различных подсистем организации;

- учет естественных возможностей в процессе инновации;

- повышенное внимание к сохранению внутри- и межорганизационных взаимодействий.

Далее в таблице приведены основные характеристики обоих подходов для того, чтобы сравнить их. В частности, для того, чтобы четко представлять основные изменения, которые произошли в 1980–1990-е гг. по сравнению с 1960–1970-ми гг: так, например, в 1960–1970-е гг. окружающая среда была более стабильной, технологии тяготели к массовым, а организации стремились к приобретению максимальных размеров и производительности; трудовые ресурсы при этом рассматривались как одна из разновидностей необходимых организации ресурсов. Внутриорганизационная структура тяготела к функциональной и была максимально бюрократизирована; в основе ее функционирования лежали принципы рационального анализа (рационализма).

В 1990–2000-е гг. окружающая среда организаций становится все более и более нестабильной (даже хаотичной); технологии – максимально индивидуализированными; сокращению размеров отдается приоритет, а главный акцент перенесен на общеорганизационную эффективность и организационную культуру, ставящую во главу угла как высшую свою ценность персонал организации. Таким образом, современные организации все в большей степени строятся на основе рабочих групп, группового контроля, личностного взаимодействия, инновационности, а также перманентного совершенствования профессиональных навыков.

Таблица 1 – Сравнительный анализ механистического и органического подходов

Характеристика организации Механистический подход Органический подход
Контекстуальные переменные
окружающая среда стабильная нестабильная
технология массовая индивидуализированная
размеры крупные мелкие
цели производительность эффективность
орг. культура любой профессиональный работник воспринимается как должное по принципу формирования высокопрофессиональных рабочих групп, в центре которых – специалист экстра-класса
внутриорганизационные факторы
структура функциональная, централизованная раб. группы; децентрализованная
механизм контроля бюрократический групповой
коммуникации формализованная система подачи информации личностные
инновации редкие частые
взаимоотношения между подразделениями на основе кооперации конфликтные
принятие решений на основе рационального анализа методом проб и ошибок

Ситуационный (Ситуативный) подход

Несмотря на все перемены в окружающей среде, организации остаются совершенно различными между собой. Однако, большинство проблем проистекает из стремления подходить к ним с одинаковыми мерками – этот подход в качестве теоретического обоснования основывается на административных принципах и бюрократическом подходе, которые пытались применить единый (обобщающий) подход ко всем организациям. Однако, орг. структура и финансовая система, например, отдела продаж крупного конгломерата будет неприемлема для производственного отдела, и наоборот.

Ситуативный подход как раз и выражается в том, что все факторы – взаимозависимы; и что характеристики организации зависят от всей сложившейся ситуации в целом. При этом то, что успешно функционирует в одной ситуации, в другой может оказаться абсолютно неэффективным. Оптимальное решение не является единственным – всегда остаются альтернативы. Ситуативный подход как концепция как раз и означает зависимость от обстоятельств конкретной ситуации. Так, организации, существующие в стабильной окружающей среде, применяющие массовые технологии и с главным акцентом на повышении производительности, вполне вписываются в параметры механистического подхода (с его бюрократизированным контролем, функциональной орг. структурой и формальной системой коммуникаций). Равно как и органический, максимально гибкий подход к системам управления лучше всего срабатывает в условиях неопределенной / нестабильной окружающей среды с использованием нестандартных индивидуализированных технологий. Т. о. выбор оптимального стиля напрямую зависит от сложившихся обстоятельств и условий.

Гуманистический подход –

В рамках данного подхода формируется концепция управления человеком. Организация рассматривается как культурный феномен. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают культуру как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в одной среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

 

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных исторических типов организационных культур

 

Типы оргкультур и параметры организации Органическая культура Предпринимательская культура Бюрократическая культура Партиципативная культура
Управленчес-кая форма Коллективистская Рыночная Бюрократичес-кая Демократическая   Знаньевая
Область целеопределения Групповые интересы и общая идея. Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива Прибыль. Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале Воля начальства. Привести в соответствие цели и возможности исполнителей Интересы законопослуш-ного большинства, при обязательном соблюдении прав меньшинства. (1.Отобрать цели, согласую-щиеся с законами, нормативами) Поиск истины (Полу-чить набор стратегий в зависи-мости от разви-тия ситуции)
Рычаг управления Авторитет Деньги Сила Закон Знание
Правила распределения ответственности и распределения функций Реализуются почти с автоматичес-кой точностью Получаются такими какими их делают люди Предписыва-ются и закрепляются Разделяются и сменяются по необходимости
Место и роль интересов конкретного человека в жизнедеятель-ности организации Согласуются с интересами организации Считаются более важными, чем интересы организации Подчиняются интересам организации Согласуются с интересами организации путем договоренностей

 

3. Место и роль менеджмента в рыночной экономике.

Разгосударствление хозяйственного механизма – это снятие с государства функций прямого государственного управления, передача соответствующих функций на уровне предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными без смены собственника.

Приватизация – это смена собственников государственного имущества посредством его продажи или передачи экономическим субъектам.

Ликвидация монополии государственной собственности.

Новые формы хозяйствования:

Хоз. товарищества.

Хоз. общества (ООО, ОАО)

Арендные предприятия.

Фермерские хозяйства.

Кооперативы.

Ассоциации.

Концерны.

Консорциумы и т.д.

Менеджер использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции для подтверждения своей состоятельности во всех управленческих ситуациях. Это позволяет сделать вывод, что если менеджер имеет фундаментальные знания и умеет применять к данной конкретной должности, и если он обладает способностью адаптации к новым обстоятельствам, то может выполнять свои функции и на более высоком уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.