КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Социальная ответственность и этика менеджмента
Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Процесс включает в себя следующие основные этапы: 1. Анализ ситуации – включает в себя анализ информации о факторах внешней и внутренней среды; сравнение реальных значений контролируемых им с целью выявления проблем подлежащих разрешению. 2. Идентификация проблемы. Под проблемой понимаем расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. Диагностирование проблемы – это установление симптомов. Общие симптомы в управлении организации делятся на: низкие – прибыль, объем продажи, производительность труда, качество товаров и услуг и высокие – издержка, текучесть кадров, многочисленные конфликты. Менеджеру необходимо не устранять симптомы, а глубоко исследовать причины возникновения проблемы. 3. Определение критериев выбора. Критериями выбора будем называть показатели, по которым будет производится сравнение альтернатив и выбор наилучшей. 4. Разработка альтернатив. Возможные альтернативы неизвестны, либо не очевидно и их необходимо предварительно сформулировать. В таких случаях весьма полезны коллективное обсуждение проблемы и использование альтернатив. 5. Выбор альтернатив – производится с помощью определенных ранее (п.3) критериев в результате сравнительного анализа достоинств и недостатков каждой из них. Многокритериальность выбора определяет компромиссный характер решения. При этом необходимость учета факторы риска приводят к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности. 6. Согласование решения. Поскольку принятие решения в организации является групповым процессом, то лучший способ согласования решения состоит в привлечении работников к участию в процессе его разработки, принятия и реализации. 7. Управление реализацией – необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, и какие для этого необходимы ресурсы. Для крупных проблем разрабатываются планы либо программы реализации. 8. Контроль и оценка результатов – контроль выполняет функцию обратной связи, позволяющий убедиться оправдывает ли себя принятое и реализованное решение. Решение всегда носит временный характер, поэтому этика контроля позволяет корректировать или принимать новые решения. Для повышения обоснованности и объективности принимаемых решений применяются различные методы их разработки и оптимизации, основные из них – методы моделирования (модели теории игр, теории очередей, управление запасами, линейного программирования, статистические модели) и методы экстренных оценок. Область их применения определяется в основном характером решаемых проблем и условиями принятия решений.
Социальная ответственность – это действие организации, предпринимаемое во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Поэтому организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. В развитых странах в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным членом обслуживаемых сообществ. Современное предприятие работает в обстановке растущих требований различных общественных групп. Таким образом, в процессе управления необходим учет общественного фактора в деятельности предприятия. Уже само определение предприятия, как открытой, динамичной, сложной, целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации. Поэтому: 1. Люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия (при этом на первый план выносится его отрицательное влияние). 2. Встает вопрос, какие предприятия, с общественной точки зрения, вносят полезный вклад в жизнь общества в целом и в хозяйственную жизнь в частности. В этом смысле обязательна компенсация за классические факторы производства в виде капитала, рабочей силы, машин и оборудования, представляемых в распоряжение предприятия отдельными группами (кредиторами, поставщиками), как правило, через рынок. Проблематична компенсация за те блага, которые не принадлежат отдельным группам, а являются собственностью системы в целом, например, вода, воздух, полезные ископаемые. Поэтому за обществом как «собственником» этих благ сохраняется право определять, кто и на каких условиях может ими пользоваться. Предприятия должны быть способны погасить «кредит доверия», который представляется им не в форме денег, а в виде материальных ресурсов. Поэтому речь идет не о платежеспособности предприятия, а о доверии к нему общества, которое считает, что представленные предприятию факторы производства будут разумно использованы в силу профессиональных способностей, общественного и природоохранного сознания. Доверительное отношение общества к предприятию становится основным мотивом и оценочным критерием его поведения. При жизнеутверждающей, нацеленной на перспективу позиции предприятия такое отношение распространяется на все так называемые группы претензий, которые составляют: - непосредственные деловые партнеры (сотрудники, поставщики и т. д.); - общественные группы прямо или косвенно связанные с предприятием; - природа в разнообразных формах проявления (вода, воздух, растения); - будущие поколения людей, которые имеют право на достойную жизнь. Предприятие, ставящее перед собой цель завоевание доверия общества, сталкивается с необходимостью сознательной и активной деятельности, ориентированной на общественные запросы. На этих принципах будет строиться его дальнейшая экономическая стратегия. Можно выделить три основных компонента такой стратегии – общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия. Для эффективного функционирования предприятия на рынке, необходимо интегрировать свои экономические интересы с интересами общества на основе высокой социальной ответственности через эти три основных компонента. Компоненты тесно связаны друг с другом, и только разумное использование этой взаимосвязи может привести к достижению доверия со стороны общества. Ответственное поведение – означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема будет окончательно решена. Общественную ответственность рассматривают в трах аспектах: 1. Ответственность за роль предприятия в обществе. Будучи частью общества, предприятие решает задачу удовлетворения его определенных потребностей. 2. Ответственность предприятия за способности. Решение общественных проблем с использованием своих возможностей (капитал, ноу-хау). 3. Причинная ответственность. Предприятие несет полную ответственность за свои действия и их последствия. Коммуникативное поведение – означает терпимость к противоположенному мнению, способность к самоанализу, готовность к диалогу с группами претензий, способность разрешать конфликтные ситуации. Исходя из этих установок, предприятие должно организовать работу с общественностью (паблик-рилейшнз) на основе следующих принципов: 1. Поведенческая ориентация (общественное доверие к источнику информации приобретает решающее значение). 2. Ориентация на сотрудничество (необходимость вступления в диалог). 3. Ответственность в работе с общественностью (представление полной и точной информации как положительной, так и отрицательной). 4. Ориентация на противоположное мнение (признание права у общественных групп на собственное мнение). Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальные решения существующих проблем, связанных с инновациями, находящими одобрение со стороны общества. Особое внимание надо уделять экономическому поведению предприятия. Предприятие действует в рыночных условиях и поэтому должно ориентироваться на прибыль. Проблемы возникают не по поводу получения прибыли, а в связи со способами ее достижения (с помощью каких товаров, факторов производства и технологий, какой ценой для окружающей среды и в каких условиях труда). При этом необходимо помнить, что общественные претензии одновременно означают и общественные потребности, удовлетворение которых открывает новые хозяйственные перспективы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |