Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За рубежом




Современная система взглядов на управление

Ситуационный подход и процесс управления

 

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить конкретные значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёхшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствамипрофессионального управления, которые практически доказывали свою эффективность в конкретных ситуациях. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, различные достоинства и недостатки при применении их в конкретных ситуациях. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретироватьситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и несли бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Иначе нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Некоторые ситуационные переменные могут фактически быть исключены. Необходимо выделить переменные, наиболее существенно влияющие на успех. Сократив их до разумных пределов без ощутимой потери точности. Считается, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных.

 

 

Современная система взглядов на управление (её называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина ХХ в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине ХХ века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство всё в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по ёмкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы прошлого столетия. В табл. 1.2 приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (Старая парадигма) и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

 

Таблица 1.2

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
1. Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 1. Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности 2. Ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана
4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства

 

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента (см. табл. 1.3).

Таблица 1.3

Принципы управления (90-е годы ХХ в.)

  1. Лояльность к работающим
  2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента
  3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали
  4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
  5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
  6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
  7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость работой
  8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
  9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
  10. Этика бизнеса
  11. Честность и доверие к людям
  12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал
  13. Видение организации, т.е. чёткое представление о том, какой она должна быть
  14. Качество личной работы и её постоянное совершенствование

 

Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь её основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так всё большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

Организации всё обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приёмов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдаётся децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Современные концепции менеджмента основаны на системном подходе к организации: реализуют попытку синтеза всех факторов управления, добиваясь получения синергетического эффекта, т.е. когда результат действия системы в целом превышает простую арифметическую сумму результатов действия отдельных составляющих её частей. Синергетический эффект является фундаментальным (универсальным) для всех видов систем управления. Выдающийся современный менеджер Питер Друкер разработал теорию эффективного менеджмента как профессиональной деятельности и научной дисциплины. В 1980-е годы Т. Питерсом, Р. Уотерманом, Р. Паскалем и Э. Атосом была предложена теория «7-s», основанная на том, что управление должно базироваться на семи взаимозависимых составляющих, изменение каждой из которых требует изменения всех остальных. Составляющие «7-s»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация и разделение ценностей.

У. Оучи выдвинул теорию «Z» как развитие подходов Д. Макгрегора. Основные положения этой теории следующие: долгосрочный наём персонала; коллективное принятие решений; индивидуальная ответственность; взвешенная оценка кадров и кадровая политика (ротация сотрудников по рабочим местам с освоением максимального числа профессий в организации; регламентация продвижения по служебной лестнице и т.п.); неформальный контроль, но с помощью чётких и формализованных методов; создание возможности карьерного роста сотрудников; всесторонняя забота о работниках.

Основная направленность теоретических исследований настоящего времени в области менеджмента состоит в поиске способов повышения конкурентоспособности компании по двум направлениям. Первое направление связано с упорядочением внутрифирменных процессов и их интеграцией. Ключевой задачей здесь является создание условий для максимального использования творческих возможностей работников. Это, прежде всего, такие функциональные области, как управление знаниями (теории авторов многочисленных работ 1980-х гг., среди которых П. Сенге, Г. Хамел, К. Прахалад, М. Трейси, Ф. Вирсема и др.), реструктуризация бизнес-процессов для повышения управляемости компании в условиях динамичного изменения коньюнктурной ситуации. Второе направление характеризуется новыми подходами и методами выработки стратегии компании в условиях инновационного типа развития. В первую очередь это способы интеграции бизнеса в условиях обострения конкуренции за потребителя. Речь идёт о подходах, предусматривающих одновременное сотрудничество и конкуренцию компаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.