Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная детерминация мотивации




Мотив – предмет, определяющий выбор направленности деятельности и её конкретную модель как систему поведенческих действий. Понятие мотива отражает целенаправленность и самотождественность личности. Личность, её сознание и поведение характеризуются целеустремлённостью: человек ставит перед собой цель и выстраивает систему отношений с другими для её достижения. Процесс формирования целеполагания социально детерминирован. Проблема целенаправленного поведения – вопрос о основаниях и механизмах целеполагания – одна из центральных проблем социологии личности и социологии в целом. Целенаправленность отражает изменчивую, динамичную сторону личности. В то же время личность любого человека определённа и устойчива. Человек меняется, но в своих основных чертах и стилю поведения он верен себе; существует известное высказывание: человек – это стиль. Это обстоятельство на языке социологии называется самотождественностью личности. И оно также нуждается в объяснении.

Факт целенаправленности и самотождественности поведения свидетельствует о наличии устойчивой структуры личности. С точки зрения социологии обе эти характеристики поведения социально детерминированы.

 

Структурными элементами мотива являются: потребности, интересы, ценности.

Потребности – нужда во внешних условиях существования и развития. Изучение потребностей позволяет обсуждать проблему основания целеполагания; отвечать на вопрос: почему человек ставит себе данные цели, в чём заключается необходимость данных действий?

Интересы – предметно осознанная потребность, предмет направленной активности. Изучение интересов позволяет обсуждать проблему источника целеполагания; отвечать на вопрос: что непосредственно побуждает человека к действиям?

Ценности – способ дифференциации человеком своих действий и социальных предметов по их значимости для него. Изучение ценностей (в социологии употребляют выражение ценностные ориентации) позволяет обсуждать проблему содержательной направленности целеполагания, отвечать на вопрос: какую значимость и смысл для личности имеют данные действия, предметы, линия поведения в целом?

 

Изучение социальной детерминации мотивации заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы:

· Почему, в силу каких обстоятельств они возникают, в чём заключается необходимость их появления – основания возникновения.

· Как они возникают, что является непосредственной причиной и механизмом их возникновения – источник возникновения.

· Что делает их социальными, т.е. надиндивидуальными по характеру – социальное содержание.

· Как, в какой форме их можно наблюдать – эмпирические индикаторы.

Социальная детерминация потребностей.

· Социальное основание возникновения потребностей – биологическая слабость человека и необходимость, в связи с этим, конструировать систему социального взаимодействия для биологического выживания и, в дальнейшем, личностного саморазвития. Потребности личности социальны в том смысле, что они возникают и существуют в пространстве взаимодействия; другие люди являются необходимым условием существования и развития личности. Речь идёт о социальных потребностях – потребность в «другом». Социальные потребности обладают сложной и дифференцированной структурой. Назовём три основных элемента:

√ потребность в самоопределении - в социальной идентификации,

√ потребность в самоутверждении - в статусе,

√ потребность в самореализации - в престиже.

· Социальный источник потребностей – разрыв между устремлениями личности и возможностями их реализации. Их удовлетворения всегда проблематично в силу: 1)непрерывного роста потребностей в результате их реализации и роста возможностей; 2)недостатка социальных ресурсов для их удовлетворения. Например, одной из социальной потребностью является власть. Но это весьма «дефицитный» ресурс: наличие власти у одного означает отсутствие её у многих других. К тому же потребность во власти безгранична.

· Социальное содержание потребностей заключается в том, что их реализация осуществляется в конкретно-исторической форме; ответы на вопросы, связанные, например, с самореализацией носят всегда конкретно-исторический характер – «В чём я могу себя реализовать, в каких видах деятельности?», «В какой социальной форме, в отношениях какого типа возможна самореализация?» (коллективизм, индивидуализм и т.п.), «Посредством каких социальных действий?» (накопление, демонстративное потребление и др.).

· Эмпирическим индикатором потребностей являются различные формы проявления неудовлетворённости.

Социальная детерминация интересов.

· Социальное основание: для удовлетворения своих потребностей люди создают искусственную среду; интерес направлен на конкретные предметы как социально сконструированные средства и способы достижения социальных целей. В качестве таковых выступают социальные объекты: другие личности, группы, организации, социальные институты. и т.п. Ещё К.Маркс писал, что потребности осознаются тогда, когда имеются средства их удовлетворения. Трудно интересоваться тем, чего нет, а то, что есть всё в большей степени создаётся людьми.

· Социальным источником интересов является социальное положение. С точки зрения социологии люди интересуются различными предметами (в широком смысле слова) в зависимости от статуса. На этот счёт имеется поговорка: «сытый голодного не разумеет». Не надо это понимать буквально и узко-прагматически. Статус образует множество позиций. Социальная топография личности – контурная карта её интересов. Особенно ярко это проявляется при изменении статуса. Резкое изменение социального положения нередко приводит к сильным изменениям в сознании и поведении человека. Главными социальными источниками интересов являются:

√ неудовлетворённость социальным положением и желание его изменить в ситуации социального неравенства и сравнения;

√ динамика интересов в ситуации структурных преобразований;

√ стремление обрести личностную самостоятельность в ситуации социальной зависимости.

· Социальное содержание интересов заключается в том, что о чём бы человек ни думал, он прямо или косвенно думает о других людях потому что в конечном счёте именно от них зависит реализация его интересов. Думы о других составляют большую часть сознания личности.

· Эмпирическими индикаторами интересов являются проявления внимания и склонности.

Социальная детерминация ценностей.

· Социальное основание – множественность потребностей и интересов и вытекающая отсюда необходимость их ранжирования по шкалам актуальности и важности.

· Социальный источник – культурные нормы, вербализуемые «другими», когда они употребляют такие слова как «правильно» и «важно». Ценности существуют в виде оценочных суждений и требований «других».

· Социальное содержание:

√ Ценности обладают надиндивидуальным характером и сложной структурой.

В качестве примера приведём классификацию ценностей, которая дана в одном из социологических справочников (Социология. Словарь-справочник, т. 3. Междисциплинарные исследования. М. 1991, с. 227-228):

Смысложизненные: представления о добре и зле, благе, счастье.

Универсальные:

витальные: жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок, качество продуктов и т.п.

социально-политические: свобода слова, совести, национальный суверенитет, социальное равенство, справедливость и т.п.

общественного признания: трудолюбие, квалификация, социальное положение и т.п.

межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь и т.п.

личностного развития: чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национальнойультуры и т.п.

Партикулярные:

традиционные: любовь и привязанность к «малой Родине», своему коллективу, семье, исполнительность и т.п.

религиозные

урбанистические: личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства и работы, стиля и образа жизни, стркмление к инновациям.

Коллективистские: взаимопомощь, солидарность, интернационализм, равенство стартовых возможностей, организованность и т.п.

√ Ценности обладают императивным характером: они «требуют», «заставляют» человека совершать социально значимые – значимые для «других» - действия и поступки. Императивный характер ценностей проявляется тогда, когда «другие» говорят нам: «нужно».

· Эмпирическими индикаторами ценностей являются: оценки, пожелания, требования, принципы, идеалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.