Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные позиции Статус Ролевое поведение

Объяснительная схема поведения (система понятий).

Аксиоматические основания.

1.1.Антропологическая предпосылка взаимодействия – способность за отдельными жестами увидеть внутреннее состояние партнёра, его программу поведения, смысл ситуации как перспективу и схему совместных действий.

1.2.Взаимодействие – это игра по правилам, которые устанавливаются в процессе взаимодействия. Нормотворчество – это коммуникативный процесс, имеющий свою структуру.

1.3.Основной мотив поведения – стремление к взаимодействию как таковому, к признанию в качестве члена сообщества. Коммуникативная природа мотивации.

 

 

 

Функциональные позиции.

В обществе и сообществе всегда имеется распределение обязанностей. За счёт дифференциации с последующей интеграцией труда была достигнута всё возрастающая прагматическая эффективность совместной жизнедеятельности. Каждый член общества должен выполнять определённую функцию, внося свой вклад в сохранение и развитие системы общественного производства. Функциональные позиции распределяются по двум основаниям: 1)антропологическому – на основании индивидуальных способностей и склонностей, 2)технологическому – в связи с изменением способа производства меняется набор и структура видов жизнедеятельности. Для каждого человека они могут совпадать, а могут –нет. Поведение может быть более личностно-индивидуально или более функционально-технологично. Всем людям приходится выполнять определённые функции, но на функционирование всегда накладываются личностные особенности. Общество «вменяет в обязанности», но человек «берёт на себя обязательства». Эти различные аспекты поведения теоретически обозначаются понятиями «статус» и «роль». Статус – структурный аспект взаимодействия и поведения, роль – динамический аспект. Статус мы занимаем, роль – играем. Люди ведут себя, но путь их проходит по статусному пространству.

Статус

совокупность декларируемых личностью социально признанных позиций («статусный набор» - Р.Мертон), совокупность социально и личностно значимых признаков социальной дифференциации. Система статусов – «социальный сценарий поведения». В соответствии со статусом люди определяют: 1) общий вектор своего и чужого поведения: статусная атрибуция – приписывание мотивов исходя из статуса,2)свои социальные возможности, 3)социальные последствия своих действий.

 

Статус = права обязанности; Статус = позиция + образец

Один из авторов ролевой теории ам. соц. Р.Линтон различил приписываемые (предписанные) и достигаемые (достигнутые) статусы.

Приписываемым называется статус обладание или изменение которого находится вне нашего контроля. Он состоит из прирождённых признаков социальной дифференциации: пол, раса, национальность, возраст и т.п. Однако эти признаки становятся статусными характеристиками если становятся (являются) социально значимыми. В разных обществах они по-разному социально ратифицированы (через общественное мнение, традицию, социальные устройства, нормативность и др.). Приписывание статусной значимости позиции носит культурно-исторический характер. Структура, объём и удельный вес приписываемого статуса для обозначения социального положения постоянно меняется.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и личных усилий. Он состоит из таких признаков социальной дифференциации как образование, должность, политическая ориентация и т.п. Этот вид статусов непосредственно связан со шкалой престижа видов деятельности в данном обществе. В литературе иногда (напр. у П.Сорокина) происходит отождествление статусной позиции и ранга группы. Для объяснения поведения личности этого делать не следует, т.к. существенным моментом является то, какое значение данным признакам придаёт сама личность, её референтная группа, её непосредственное социальное окружение. Отождествление позиции и ранга может привести, напр. к приписыванию официальной мотивации. Структура и объём достигаемого статуса никогда не является величиной однозначной и постоянной.

Соотношение между приписываемыми и достигаемыми характеристиками статуса релятивно в личностном и социокультурном планах. На уровне личностного поведения происходит взаимопроникновение этих видов статуса, порождая оригинально-личностные стиль и манеры. Одни статусные характеристики могут усиливать, оттенять или «гасить» другие. Человек в своём поведении может в большей степени реализовывать, проигрывать одни статусные позиции и в меньшей степени – другие. Статусные позиции – социально-объективная предпосылка поведения личности, но конкретная линия поведения, «поведенческий рисунок» выстраивается самим человеком. Общество через конкретные группы (их представителей) и через объективно возникающие социальные ситуации акцентуирует (выделяет, подчёркивает значимость) отдельные статусные позиции, но последнее слово всегда за личностью. Поведение всегда носит личностно-ролевой характер, поэтому – сколько людей, столько и поведенческих вариантов реализации статусно-нормативной программы. Поведение конкретной личности – индивидуальная версия абстрактно-потенциальной социальной программы. Личность всегда интерпретирует статусные обязанности и права, означивает и осмысляет конкретную ситуацию

Роль

модель поведения, ориентированная на данный статус; шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И. С. Кон выделяет: обыденное сознание, где "быть в роли" - "значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения"; социальную психологию, которая использует это понятие для "описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения"; социологию, в которой "понятие социальной роли обозначает... безличную социальную функцию и норму, выполнение

которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию" (Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12. С. 168-169).

Сравним содержание понятий «статус» и «роль». Статус описывает общество в неподвижности, задаёт статическую картину мира. Роль описывает общество в движении, описывает динамическую картину мира. Роль- динамический аспект статуса. У личности всегда есть статус, но сам по себе он не реализуется. Конкретные индивиды реализуют статусные предписания в индивидуальной форме. Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. Личность интерпретирует («прочитывает») статусные предписания. Роль – личностная актуализация определённых статусных позиций. Статус подчёркивает сходство людей, а роль – их различие. Роли личностны, но не субъективны и не произвольны. Правильно говорить «статусная роль», но неправильно будет сказать «ролевой статус». Ролевое поведение – социально, т.е.: 1)ориентировано на партнёров по взаимодействию и 2)обусловлено конкретной социальной ситуацией. Совокупность ролей, проигрываемых человеком, занимающим определённый статус – ролевой набор. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу.

Т. Шибутани различает два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Каждый человек, по мнению Т. Шибутани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. В соответствии с исходными положениями автор различает "играние роли" и "принятие роли". Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. В соответствии с этим предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: "Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 46).

Ролевое поведение можно теоретически разделить на две стадии: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Роль – это модель поведения, а модель имеет два плана: теоретический – представления о том, как «правильно» себя вести и практический – какие действия необходимо совершать для реализации данной роли. Представления о ролевом поведении в социологической литературе зачастую обозначают термином «экспектации» (Э) и переводят как «ожидания». Однако пока не ясно: кто от кого чего ожидает? Предполагается, что общество «ждёт» от личности определённых действий, соответствующих её статусу. Однако «общество», «личность», «статус» - теоретические конструкции к которым не применимы понятия «представления», «ожидания», «действия» - они существуют в рамках индивидуально-личностного сознания и поведения. Экспектации следует понимать как позициональное отношение «Я» - «Другой», как осмысление функциональных отношений между конкретными людьми: между «мной» и конкретными теми, которых «я» выделяю в соответствии с актуализированными функциональными позициями данной, конкретной социальной ситуации. Роль – это «моя» роль в ситуации, которую определяю «я», а не кто-то за меня. Поэтому экспектации – это мои представления о том, что ждут от меня те другие, которые для меня значимы и свои действия я согласую не обязательно с теми, с кем непосредственно взаимодействую. Поясняя понятие «роль» Ч.Кули говорил о «представлении представлений», Дж.Мид об «обобщённом другом» - это феномены индивидуального сознания, но содержание их социально, т. к. возникают они в символическом пространстве в процессе коммуникации. Ролевое ожидание заканчивается принятием или непринятием ролевых предписаний. Если они приняты, человек исполняет их, т.е. совершает действия, происходит отождествление исполнителя с ролью, возникает «ролевая идентичность». Она может быть не полной. Тогда возникает феномен «ролевой дистанции» которая на индивидуально-психологическом уровне переживается как раздвоенность сознания и поведения, ощущение фальшивости или неумелости действий, внутреннего сопротивления собственным действиям, ощущения не на своём месте и др. Ролевая идентичность характеризует степень принятия роли. Далее начинается её реализация, которая требует особой «работы личности» - «представления себя другим» (E.Goffman. The presentation of self in everyday life. N.Y. 1959.) или «инсценировки» (Л.Г.Ионин). При наличии большого числа индивидуальных целей каждый «индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путём воздействия на определение ими ситуации. Индивид может воздействовать на это определение ситуации подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами. Например, соседки по студенческому общежитию будут составлять представление о популярности девушки на основе того, сколько раз её вызовут к телефону.» (Э.Гоффман).

 

5.3.Структура ролевого взаимодействия:

· Роль как функция или образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего определённую позицию, статус, в обществе.

· Экспектации (ожидания) определённого поведения индивида, занимающего определённую позицию.

· Идеальные модели ролевого поведения, закреплённые в каждой конкретной культуре.

· Ролевое поведение - взаимопроникновение идеальной модели и индивидуального исполнения роли.

· "Я" и индивидуальный стиль исполнения роли конкретного индивида.

· Общественная оценка проигрываемой роли.

Динамическая схема ролевого поведения

 
 

Антропологические

Предпосылки конвенциональные

Статус экспектации идентификация инсценировка

Технологические нормы

предпосылки

 
 

 


Схема ролевой структуры общества.

 


Стадии принятия Уровни экспектаций Тип группы Характер

идентичности

Ролей


1. Игра «alter ego» Референтная группа Интерактивная

2.Коллективная игра «обобщённый другой» Статусная группа Функциональная

3.Символическая игра «сообщество установок» Мировоззренческая гр. Ценностная

 

 


Тема 6. Феноменологическая концепция личности и общества.

 

  1. Феноменологическая критика классического обществознания и
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность и общество как коммуникативный процесс | Социальная реальность как совместный опыт в повседневной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.