Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь языкознания с другими науками

Порождение текста и образ автора текста и адресата

Тема 5:Герменевтика и понимание

5.1. Сущность герменевтики. История становления

5.2. Понимание и интерпретация текста

Тема 6:Социальная обусловленность языка. Язык и общество. Социолингвистика.

6.1. Язык как социальное явление

6.2. Социолингвистика как наука и истоки ее становления

6.3. Основные понятия социолингвистики

6.4. Проблемы, методы и направления социолингвистики

Тема 7: Проблема соотношения языка и мышления. Психолингвистика

7.1. Основы связи языка и мышления. Сознание и мышление

7.2. Психолингвистика и история ее становления и развития

7.3. Методы психолингвистики

Тема 8: Концептуальная и языковая картина мира

Тема 9:Понятие языковой и коммуникативной личности. Вторичная языковая личность.

9.1. Понятие личности в современной науке. Структура языковой личности.

9.2. Вторичная языковая личность.

Тема 10: Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языка и единицы

 

10.1 Понятие системы и структуры в языкознании

10.2. Уровни языка и единицы

Тема 11: Фонология. Основные фонологические школы

11.1 Фонология и фонетика

11.2. Фонологические школы

Тема 12: Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Грамматическая категория и грамматическое поле. Грамматика формальная и функциональная

12.1. Языковая мысль в культурах древнего и средневекового востока

12.2. Греко-римская языковедческая традиция как прародительница современного языкознания. Языкознание средневековья и эпохи возрождения

12.3. Основные грамматические понятия

12.4 Формальные и функциональные грамматики

 

Тема 13: Лексикология. Свойства слова. Семасиология. Понятие значения. Принципы номинации

13.1. Понятие и сущность лексикологии. Свойства слова

13.2. Понятие и сущность семасиологии

13.3. Принципы номинации

Тема 14: Лингвистическая типология. Виды типологий

14.1 Понятие типологии

14.2. Фонетическая типология

14.3. Характерологический признак в типологии

14.4. Субъект-объектная и синтаксическая типология

14.5. Морфологическая типология

Тема 15: Проблема универсалий

15.1. Понятие языковых универсалий

15.2. Проблема универсалий в языкознании

15.3. Виды языковых универсалий

Тема 16: Прикладная лингвистика. Искусственные языки. Моделирование языковых процессов

16.1. Круг вопросов прикладной лингвистики

16.2. Искусственные языки: понятие и виды

Тема 17: Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры

17.1. Понятие методов. Виды методов

17.2. Сравнительно-исторический метод

Библиография

Тема 1: Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человека

1.1.Общие положения и терминология

Языкознание (лингвистика, языковедение), наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира.

Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания.

Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 - нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).

С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика.

К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология.

Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения[2].

А.Б. Михалев выделяет следующие области языкознания[3]:

§ Структурная: фонетика, фонология, лексикология, семасиология, словообразование, морфология, синтаксис.

§ Этноязыковая: русистика,, англистика, германистика, романистика и т.д.

§ Социальная: наука о литературном языке, диалектология, стилистика, поэтика и т.д.

§ Аспектуальная: сравнительно-историческое языкознание, описательная лингвистика, структурная лингвистика, дескриптивная лингвистика, трансформационная грамматика, этнолингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, экспериментальная фонетика, фоносемантика и т.д.

Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории, или диахроническим, прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, направленное на выявление общих закономерностей языка.

Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории.

Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.

Общее языкознание – один из эмпирически сложившихся к настоящему времени раздел науки о языке; занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от частных языковедческих дисциплин, выделяемых либо по своему предмету, либо по отдельному языку, либо по группе родственных языков, либо по географической области, внутри которой группируются ареально или типологически родственные языки.

Общее языкознание изучает естественный человеческий язык вообще и все языки мира – индивидуальные его представители. Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и связан с мышлением и сознанием, языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных и социальных научных дисциплин, изучающих человека и общество[4].

Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины.

Ключевая роль языкознания для многих смежных гуманитарных наук состоит в том, что выводы, сделанные в языкознании, воспринимаются как важнейшие для гуманитарного знания в целом.

Ниже приведена таблица, в которой отражена связь языкознания с другими гуманитарными, а также естественнонаучными дисциплинами.

Таблица 1.

Социальные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними
История История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц. Этимология (гр. etimon) - наука о происхождении слов.
География Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов. Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.
Этнография Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.
Социология Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.
Философия, логика, психология Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии).
Филология, литературоведение Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.
Педагогика Методика обучения иностранным языкам


Естественные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними
Математика Вычислительная лингвистика - наука о программировании и составлении языков ЭВМ.
Физика Акустика речи - раздел языкознания, исследующий физические особенности создания и восприятия звуков речи.
Медицина и физиология человека (антропология) Логопедия. Психолингвистика. Антропофоника - изучает речевые зоны мозга, образование звуков у человека
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема занятия: хирургические осложнения при тропиче­ских паразитарных заболеваниях | Знаковая природа языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.