Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока




Языкознание зародилось в глубокой древности в связи с про­буждением специального познавательного интереса к языку, кото­рый был стимулирован потребностями формирующихся госу­дарств и их деятельности в сферах управления и хозяйства, созда­нием и распространением письменности, необходимостью обучать письму и готовить квалифицированных писцов-администраторов, а также решать ряд прикладных задач, вытекающих из деятельно­сти по толкованию священных текстов и исполнению религиозных ритуалов, опытов в области поэтики и т.д.

Языковедческая мысль начинает формироваться в древних государствах Ближнего Востока (3-е - 1-е тыс. до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Хеттское царство, Финикия, Угарит и др.), где (при значительных успехах в совершенствовании систем письма и лексикографической деятельности) она ещё не достига­ет теоретической зрелости. Здесь на рубеже 4-го - 3-го тыс. до н.э. возникли и довольно быстро эволюционировали египетское и шумерско-аккадское письмо. В этих графических системах ис­пользовались первоначально идеографический (понятийный), а затем словесно-слоговой принципы. У западных семитов (Библ, Угарит, Финикия) к середине 2-го тыс. до н.э. сложилось алфа­витное письмо. Его принципы легли в основу многих графиче­ских систем, вплоть до систем индийского письма на Востоке. Финикийский (ханаанейский) алфавит явился прототипом грече­ского письма, знаки которого были впоследствии использованы в письме этрусском, латинском, коптском, готском, славянском и т.д.

Собственно теоретический подход к языку на Востоке фор­мируется и достигает высокой степени развития:

- во-первых, в древнем Китае, где на протяжении всей ис­тории центральным его объектом оказывается идеографический знак - иероглиф, основные усилия посвящаются составлению
словарей иероглифов, исследованию их начертательной структу­ры, их смысловому толкованию и их звуковым значениям, где довольно поздно появляется грамматика;

- во-вторых, в древней Индии, где на начальном этапе пер­воочередное внимание было обращено на звучащую речь и, соот­ветственно, на проблемы фонетики, но уже рано началась лекси­кографическая работа, а к середине 1-го тыс. до н.э. стали появ ляться грамматические труды, среди которых выдающееся место занимает «Восьмикнижие» Панини;

- в-третьих, в средневековый период в арабском Хали­фате, где лингвистические исследования охватывали широкий спектр проблем (совершенствование письма, составление са­мых разнообразных словарей, анализ звуковых явлений, значе­ний и морфологической структуры слова, структуры предло­жения).

Китайская, индийская и возникшая позже арабская языко­ведческие традиции повлияли в различной степени на становле­ние собственных традиций в Японии, Корее, Вьетнаме, Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии, Иране, государствах Централь­ной Азии и т.д. Идеи европейского языкознания проникли в эти страны относительно поздно, но в настоящее время они оказыва­ют весьма серьёзное влияние на национальные лингвистические школы, взаимодействуя с ними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.