Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мотивационной сферы личности




Тема 12. Мотивационная сфера личности

Структура лекции:

1. Понятие мотивационной сферы личности. Потребности в мотивационной сфере. Виды потребностей. Психологическая характеристика потребностей.

2. Мотив как побудитель деятельности. Характеристика основных функций и свойств мотивов. Классификация мотивов (по выполняемым функциям, по направленности, по длительности действия). Структура мотива (потребностный блок, блок «внутреннего фильтра», целевой блок).

3. Понятие направленности личности. Структура направленности личности. Интересы, убеждения, ценностные ориентации, идеалы в структуре направленности. Отличие интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости, действенности. Деление интересов на прямые и косвенные. Идеалы и убеждения. Ценностные ориентации и их формирование. Мировоззрение личности.

 

При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

направленность;

знания, умения и навыки;

индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов в структуре личности выделяет:

подструктура направленности;

подструктура социального опыта;

подструктура форм отражения;

биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев выделяет следующие компоненты:

направленность;

возможности;

характер;

система упражнений.

Б. Г. Ананьев в структуре личности выделяют следующие блоки:

первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, социальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);

вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение, мировоззрение);

характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассматривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В разных концепциях направленность определяет и толкуется по-разному: как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С. Прангишвили).

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА — сложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т.п.), отражающие различные стороны социальной деятельности человека и его социальные роли.

МОТИВАЦИЯ — 1) побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.

МОТИВ — (от лат. movere – приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием

Таким образом, мотивационная сфера наиболее широкое из рассмотренных понятий, включающее совокупность всех побуждений человека на различных уровнях его жизнедеятельности (физиологическом, психическом, социальном). Направленность же указывает на доминирование в мотивационной системе мотивов, которые определяют направление поведения и деятельности человека, показывают преимущество у него одним мотивов перед другими.

Когда мы рассматриваем процессы возникновения, развития и затухания мотивационный побуждений, мы используем понятие «мотивация», хотя иногда оно используется и в другом значении. Под мотивом мы будем иметь ввиду психологическое образование, вызывающее активность человека и являющееся основанием его поведения и деятельности. Ввиду того, что появление активности человека связывают с потребностями, рассмотрим их место в мотивационной сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.