Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и характер исторического процесса




ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.

«Посредством изучения местной истории мы познаем не только природу людского общежития, но и законы его движения, так сказать, его механику, познаем, при каких условиях известный элемент его двигает человечество вперед по пути мирового прогресса и когда задерживает его движение, когда, например, капитал убивает свободу труда, не усиливая его производительности, и когда, наоборот, помогает труду стать более производительным, не порабощая его. Таким образом из науки о том, как строится человеческое общежитие, может со временем - и это будет торжеством исторической науки - выработаться и прикладная часть ее - наука о том, как наилучше строить его - это общежитие» {Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1. С. 17)

Из науки о том, как строилось человеческое общежитие, может выработаться и общая социологическая часть её - наука об общих законах строения человеческих обществ, независимо от преходящих местных условий. Человек сам по себе не есть предмет исторического изучения; предмет этого изучения - совместная жизнь людей. Общество составляется из лиц; но лица, составляющие общество, сами по себе каждое - далеко не то, что все они вместе, в составе общества: здесь они усиленно проявляют одни свойства и скрывают другие, развивают стремления, которым нет места в одинокой жизни, посредством сложения личных сил производят действия, непосильные для каждого в отдельности.

Наукою история стала только в начале XIX века, главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

 

 

Исследователей – историков, философов, социологов, культурологов и правоведов – всегда интересовал вопрос о том, что же представляет собой история человечества: однонаправленный для всех народов путь («линейное поступательное движение») или многовариантный процесс развития.

В рамках христианской концепции истории все происходящее есть воплощение божественного промысла, зависит от воли Провидения. Смысл истории сводится к последовательному движению к Богу, в процессе которого человек преодолевает свою зависимость от природы и страстей, приходя к познанию конечной истины (откровению).

В эпоху Возрождения Н.Макиавелли, а в период Просвещения Вольтер, Ж.Ж. Руссо и Ш.Л.Монтескье пытались определить внутренние закономерности исторического процесса. Но настоящий переворот в исторической науке произошел во второй половине XIX века. Огромный вклад в формировании новых взглядов на закономерности истории внесли Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Конт, Г.Спенсер, С.М.Соловьев, Н.Г.Чернышевский.

В итоге в XIX в. в Европе утвердилась классическая модель мира, основанная на идее всеобщности и однолинейности истории. Согласно этой модели, единая мировая цивилизация развивалась на основе западных ценностей. Отсюда делался вывод, что к цивилизованным относятся только те страны, которые развиваются по европейскому образцу. Для остальных народов путь тоже был ясен – либо следовать западному образцу, либо оставаться в варварском состоянии.

В рамках этих взглядов в исторической науке сложилась марксистская школа, придающая главное значение в историческом процессе развитию материальных производительных сил. Суть данной концепции сводится к следующему: всемирно-исторический процесс представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, т.е. способов производства и соответствующих им социально-классовых форм взаимодействия людей. Производительные силы развиваются до тех пор, пока их нуждам соответствуют развивающиеся в обществе производственные отношения. Когда это условие нарушается, развитие производительных сил тормозится, что вызывает переворот в производственных отношениях, и одна форма государственно-правового устройства сменяется другой.

Такой подход, основанный на идее всеобщности и одномерности истории, получил название формационного, вполне обоснованно объясняя структуру, развитие и функционирование общества в странах Западной Европы.

В том же XIX столетии ученые предложили концепцию многовариантности исторического развития, получившую название цивилизационной: история человечества – это совокупность различных развивающихся цивилизаций, выступающих как самостоятельные субъекты истории.

Категория «цивилизация» имеет множество определений. Термин этот ввели в оборот французские просветители для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, право, справедливость.

Ряд ученых полагают, что под цивилизацией следует понимать высокий уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Получила также развитие идея о культурно-исторических типах цивилизации как исторически сложившихся общностях, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности культурного и социального развития.

Методология цивилизационного, как и формационного подходов, имеет свои слабые стороны и не дает ответа на неизбежно возникающие при изучении истории человечества вопросы о направлении и смысле исторического развития.

 

В настоящем курсе автором предлагается в некоторой степени обобщающая концепция теории исторического развития человечества, которая включает и формационную и цивилизационную концепции, как частные случаи более общей закономерности.

 

Теория Исторического материализма, опираясь на законы диалектики, рассматривала зависимость формы общественного устройства (производственных отношений) от уровня развития производительных сил, и в качестве критерия их соответствия выдвигает уровень производительности общественного труда. Человек в данной схеме отношений учитывался постольку - поскольку он является частью (не главной) производительных сил. Как указывалось в учебниках по марксистско-ленинской философии: "Общественные производительные силы - это созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, приводящие их в действие и осуществляющие производство материальных благ"[1]. В формулировке явно подчеркивается вторичная роль людей в данном процессе развития.

 

Реабилитировать право распространения законов диалектики на общественное развитие можно, вернувшись к первоисточнику их применения - Гегелю.

 

Идея права по Гегелю, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Господство разума в истории означает, что свобода представляет собой определяющее начало и конечную цель всего хода развития духа. Всемирная история – прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и в объективации достигнутых ступеней свободы в правовых и государственных формах наличного бытия.

 

Человеческая свобода – результат длительной работы духа. Духовная работа всемирной истории в ее движении, в дисциплинировании естественной (неразумной и несвободной) воли, в возвышении ее до подлинно свободной воли – одновременно свободы целого и составляющих его членов, индивидов.

 

На начальном этапе этого движения свободен лишь один – деспот, со временем становятся свободными некоторые (аристократия), а на завершающем этапе все свободны[2]. Правда Гегель считал современную ему форму государственно-правового устройства – германскую конституционную монархию наивысшей идеальной формой.

 

В данном случае - количественной стороной социального развития (диалектическим содержанием) является уровень культуры (совокупная культурность), а качественной (диалектической формой) - уровень свободы, выраженный в способе государственно-правового устройства общества и складывающегося политического режима. Критерием соответствия формы содержанию (мерой) является эффективность данного социума в решении общих задач.

 

«Человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости из ситуации их отсутствия. Человек и целые народы по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни».[3]

ТЕМА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.