КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты российской культуры XIV-XVII вв
В московский период русская культура испытывает подъем, в основе которого лежит рост самосознания и выработка новых государственных форм. В это время проявляется одна из основных черт русской культуры – ее открытость. Московская Русь знакомится с лучшими образцами византийской литературы, с миром эллинизма, обращается к традициям Киевской Руси. Элементы политических и культурных традиций Орды органично входят в формирующуюся культуру Московии. Устанавливаются прочные связи с болгарскими и сербскими культурами, ведется оживленный обмен книжными богатствами через монастыри Афона и Константинополя. На Русь переселяются выходцы из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. В целом же культура Московской Руси сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. На XV-XVI вв. приходится расцвет иконописи. Наряду с гениями живописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий) пришли и гении зодчества. К концу XV в., с окончанием изоляции от стран Центральной и Западной Европы, на российское государство распространяется влияние гуманистической идеологии, ренессансной культуры. Это выразилось, в частности, в привлечении итальянских зодчих к строительству соборов и палат Московского кремля, потрясавшего своей красотой заморских путешественников. В XV в. происходит постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры. Однако культурные процессы этого времени противоречивы. Дальнейший ход государственной централизации сопровождается усилением влияния религии и церкви. Борьба с «латинством», светскими знаниями, регламентация духовной жизни оказали отрицательное влияние на развитие русской культуры. Вместе с тем обостряется противоборство между церковными и светскими тенденциями в культуре, возрастает интерес к личности и ее психологии. С христианством на Русь пришло мировоззрение адекватное экономическим, политическим, социальным обстоятельствам раннефеодального общества. Христианство, как новая идеология, стремилось выкорчевать старую языческую культуру. Однако язычество, как и любая обреченная идеология, сопротивлялось и весьма активно. Все это привело к двоеверию на Руси, которое нашло свое отражение и в мировоззрение и в христианской культуре. Полностью вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде христианство на Руси так и не смогло. Однако оно сумело приспособиться к языческому сознанию и ассимилировать языческие культуры, включив их в формы официального церковного культа. Так, преследуемое церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон; в культе «святых мест» просматриваются следы почитания объектов природы. Даже богородичный культ – это симбиоз христианского культа Девы Марии и языческих культов Земли и богини плодородия. В целом же принятие Россией христианства было прогрессивным явлением. Особое место в русской культуре занимает XVII в. – он завершает Средневековье. Это был переходный век, и его двойственность отразилась во всем, в том числе в религии, искусстве, быту. С одной стороны, сохранялась приверженность к старине, с другой – шли активные поиски нового. Это противоречие ярко проявилось в церковном расколе, который обозначил духовную границу между Древней Русью и Россией. Церковь постепенно теряет ведущую роль в «производстве» и распространении идей и культурных ценностей. Разрушается традиционное средневековое религиозное мировоззрение. Она постепенно приобретает светский характер и освобождается от духовной диктатуры церкви. На Руси просвещение становится общественной потребностью. Появляются новые школы, растет число учителей, расширяется выпуск печатных книг. В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. В нее зачисляются не только отпрыски княжеских фамилий, но и дворяне, приказные люди, торговцы и даже кабальные холопы. Однако наука еще не выделилась в отдельную отрасль культуры, научные знания носили прикладной характер, не были теоретически осмыслены и систематизированы. Противоречия в общественной жизни, новые тенденции в культуре XVII в. особенно ярко отразились в литературе. На смену летописям приходят светские произведения. Поиски лучшего государственного и общественного устройства Руси, особенно активные во второй половине XVI – XVII вв., отражены в публицистике, драматургии Симеона Полоцкого, «Житии протопопа Аввакума», политических трактатах Ю.Крижанича. Развивается светская архитектура. Культовое зодчество постепенно утрачивает обособленность от гражданского строительства, церкви начинают напоминать светские хоромы по своей живописности и декоративности. В XVII. В русской литературе усиливаются западноевропейские веяния, крепнут русско-польские, русско-немецкие, русско-итальянские связи, хотя западные традиции и переосмысливаются на русский лад. Семнадцатый век – время кризиса средневековой картины мира, системы средневекового мышления, традиционной культуры. «Древнее благочестие» уступает свои позиции, начинается разрушение единства русской культуры. Этот век завершает самый длительный и, пожалуй, самый богатый в духовном отношении период в культуре нашей страны. Процесс «обмирщения» культуры встречал активное сопротивление со стороны самых разных слоев русского населения. «Святая Русь» почти семь столетий одухотворявшая нашу культуру, не спешила уступать своих позиций. Д.С.Лихачев полагал, что Россия отставала от Запада в науке и философии «в западном смысле слова». Причину этого он видел в отсутствии университетов и вообще высшего школьного образования.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |