КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кривая Лаффера и развитие российской экономики
ТЕМА 23 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И УРОКИ ИСТОРИИ Как мы установили в начале изучения настоящего курса, основной нашей целью является не просто ознакомление с историческими фактами, а на основе исторических фактов – выявление тех законов, которым подчинена история человечества, и, в частности, наша история. Любое научное знание, в том числе и историческое знание, достигается на пути от особенного (исследования частных фактов и процессов) к общему, – выявлению закономерностей, которым подчиняется вся совокупность изучаемых процессов; и далее – обратно от общего к особенному, то есть к рассмотрению частных процессов и исторических фактов в свете познанных всеобщих законов. Отечественная история начинается с момента зарождения государственности у славянских народов и далее вся связана со становлением и развитием государственности. Для чего человечеству понадобилось государство? Сейчас уже очевидно, что главная задача, которую ставит перед собой государственная форма организации – необходимость выполнения человеческим сообществом функций общего значения, которые входят в круг потребностей и интересов всех людей. К ним относятся: и обеспечение внутреннего мира - исключение междоусобных войн и конфликтов, и внешняя защита от нападения, и строительство транспортных путей и систем ирригации, и защита здоровья (борьба с эпидемиями и их недопущение, предотвращение голода в неурожайные годы – формирование продовольственных запасов) и т.д. По мере развития человечества эти общие задачи видоизменяются и усложняются. Также по необходимости видоизменяется и усложняется форма общественной организации, форма государственного устройства. По каким же законам изменяется эта форма? От чего она зависит? Какой она была ранее, какой должна быть сегодня и как она будет изменяться в дальнейшем? В рамках настоящей темы попытаемся рассмотреть некоторые закономерности, вытекающие из совокупности фактов нашей истории и, по возможности сделать какие-то выводы, а может быть даже и сформулировать некоторые рекомендации для нас с вами по отдельным вопросам нашей дальнейшей общественной жизни. Завела в тупик афера Точно по кривой Лаффера, Только мы ведь не впервой Выезжаем на кривой Государству для выполнения его функций необходимы финансовые средства, основную долю которых составляют налоговые поступления в бюджет.
Известная экономистам Кривая Лаффера отображает основной бюджетный закон рыночной экономики, показывая зависимость размеров поступлений в бюджет от уровня налогообложения прибыли предприятий. В данном случае следует рассматривать не размер налога на прибыль, а все налоговые платежи, источником выплаты которых является прибыль. К ним относится и НДС, и налог на прибыль предприятий, и отчисления во внебюджетные фонды и налог на имущество предприятия и дорожный и транспортный налоги и земельный налог и др.
Кривая Лаффера показывает, что по мере увеличения уровня налогообложения размеры поступлений в бюджет сначала растут, затем при величине около 60% рост прекращается и начинается уменьшение поступлений. При 100% изъятии из прибыли размер поступлений равен нулю. Причиной снижения размеров поступлений в бюджет является снижение стимулов к предпринимательской деятельности при уровне налогообложения более 60% и полному их исчезновению при 100% налогообложении. Предприятия либо прекращают свою деятельность, либо уходят в теневую сферу, либо продолжают работать в убыточном режиме, доживая на остатках производственных ресурсов. Именно такого уровня налогообложение достигло в 1993 году и сохраняется до настоящего времени для 80% российских предприятий. Рентабельными остаются некоторые естественные монополии и предприятия сырьевых отраслей.
Если с начала перестройки предприятия в России были лишены всех производственных фондов, то с 1993 г. они, к тому же, были окончательно лишены рыночных стимулов к производству. И даже в первые годы XXI века - годы президентства Путина политика Премьера Касьянова была основана на постепенном малыми дозами уменьшении налогового гнета и не могла быть результативной.
Если уровень налогообложения снизить со 100% до 80% (1-й вариант), мы переместимся по кривой в точку «В», а по шкале бюджетных доходов - в точку «D». И размер налоговых поступлений в бюджет будет равняться уже не нулю, а размеру отрезка OD. Но этот же результат мы получим, снизив уровень налогообложения до 20% (второй вариант) - точка «С» на кривой.
Учитывая, что в настоящее время сложились развитые системы теневой экономики со стабильными схемами ухода от налогообложения, первый вариант налогового реформирования не принесет результата ввиду того, что предприниматели не будут разрушать свои схемы и не прекратят уклоняться от налоговых платежей. Им это делать не выгодно. При втором варианте (снижении налогообложения до уровня 20%) соблюдать налоговые законы будет выгоднее, чем давать взятки чиновникам, платить «крышам» и рэкету, т.е. жить по «теневому праву».
Кривая Лаффера дает характеристику статическую и сложность заключается в различных вариантах переходного процесса.
Рассмотрим динамическую характеристику зависимости объемов поступлений в бюджет от процента налоговых изъятий из прибыли (Рис 1.2.). Траектория первого варианта реформирования соответствует зеленой линии АЕ (политика Касьянова)
Динамика второго варианта налогового реформирования показана кривой ABCD (предложение Г.Явлинского)
Перед началом реформирования находясь в точке «А», соответствующей уровню бюджетного дохода «3», сразу после уменьшения уровня налогообложения со 100% до 20% будет временный спад в точку «В» до уровня «1», потом возвращение на уровень «3» в точку «С» и далее – значительный подъем в точку «D» на уровень «10». Так проводились реформы Эрхарда в западной Германии – «немецкое экономическое чудо». Сложность заключается в том, что необходимо найти временную компенсацию потерь бюджета (площадь АВС). Как сегодня говорят, необходим политический ресурс для проведения непопулярных мероприятий. Как известно, такой ресурс у государства уже имеется. В 2004 г. размер «золотовалютных резервов» России составил уже 100 млрд долларов, и превысил размер резервов США.
После стабилизации бюджета на новом уровне (10) через некоторое время возможно будет увеличить уровень налогообложения прибыли предприятий до 60% (но не более) и достичь максимально возможного размера поступлений налоговых платежей в бюджет (точка «А» на Рис. 1.1.). Какие пороки налоговой системы необходимо устранить? 1) Уменьшить, либо полностью отменить налог на добавленную стоимость; снизить размер суммарных налоговых изъятий из прибыли предприятий до 20-30%. С последующим возможным увеличением до 60%; 2) Восстановить прогрессивный принцип подоходного налога с граждан; 3) Изменить шкалу единого социального налога с регрессивной на прогрессивную или хотя бы на гладкую; 4) Увеличить долю налоговых изъятий из сверхприбылей нефтегазовой отрасли до 80 - 90%. 5) Усовершенствовать механизм государственного контроля экономической деятельности частного капитала с целью восстановления налоговой дисциплины, ужесточить санкции за уклонение от уплаты налогов; 6) Ввести налоговые стимулы для инвестирования получаемых в России доходов в отечественную экономику. Создать экономические препятствия для вывоза капиталов.
Реализация подобной программы потребует финансовых средств для компенсации временных потерь бюджета в размере около 1 триллиона рублей. Сегодня такие резервы у Российского государства имеются. В результате выполнения такой программы, безусловно, будет получен эффект «экономического чуда» подобный немецкому или японскому: - самоликвидируются структуры теневой экономики; - бюджет России за 3-4 года увеличится до размеров, предшествовавших перестройке – 600 млрд. долларов (в 7 – 8 раз) и уже не будет зависеть от конъюнктуры цен на нефть. Уйдут в прошлое все сегодняшние проблемы финансирования обороны, образования и науки, медицины и сельского хозяйства. Экономика России восстанет из мертвых и будет динамично развиваться за счет собственных инвестиционных средств; - уйдет в прошлое столь масштабная как сегодня коррупция и экономическая преступность, отпадет необходимость в наращивании мощи правоохранительных органов и внутренних войск, с угрозой превращения в очередной раз России в полицейское государство.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |