Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Уровень предложений

Слово и словосочетание как номинативные единицы языка служат для называния явлений действительности. Слово является, как правило, простой номинацией предмета (‘ дом ’, ‘ окно ’), а словосочетание – более сложной номинацией, отражающей не только сам предмет, но и какие-то его признаки (‘ старый дом ’, ‘ окно в сад ’). Когда же слово или словосочетание используется для утверждения существования называемого предмета или явления, оно становится предложением. Связь, конституирующая предложение, называется предикацией. Н-р, ‘ старый дом ’ – это словосочетание, которое только называет предмет, как и слово ‘ дом ’. Но взятое как утверждение о существовании конкретного старого дома, т.е. в ситуации ‘ Вот старый дом ’, ‘ Старый дом здесь и сейчас существует ’, это словосочетание становится предложением.

В нашем примере предикацией является установление связи между предметом, обозначенным словосочетанием ‘ старый дом ’, и признаком существования этого предмета здесь и в данный момент. Эта связь может быть установлена только с опорой на непосредственную ситуацию говорения, которая требует соответствующей интонации, а иногда и жеста.

Рассмотрим другие примеры предикативной связи. В предложении ‘ Дом – старый ’ предикацией устанавливается вневременная связь предмета и его признака, выраженного прилагательным ‘ старый ’, т.е. не только здесь и сейчас, но и всегда. Существование таких безглагольных предложений доказывает, что предикация не зависит от наличия глагола и категории времени. Глагольное предложение рассматривается как расширение именного предложения путем добавления к предикации (1) номинации способа существования предмета и его признака с помощью семантики глагола, (2) категории времени как локализации этого способа бытия во времени. В глагольном предложении сочетаются, таким образом, предикация, номинация и временная локализация.

В лингвистике существует около 300 дефиниций предложения. Их объединяют 2 момента: (1) предложение имеет коммуникативная направленность; (2) предложение представляет собой семантическое, структурное и интонационное единство.

Предложение изучалось и классифицировалось с разных точек зрения. Отметим основные аспекты изучения предложения:

(1) Изучение логико-грамматической структуры предложения связано с разработкой его логико-грамматических типов для каждого конкретного языка. Их называют также моделями предложения или языковыми формами предикации. Если предикация является принадлежностью языка вообще, т.е. относится к универсальным категориям, то формы предикации в разных языках могут быть различными.

Н-р, в немецком и английском языках установлены 4 основные модели предложения:

1-я модель S + Pv (нем. ‘ Die Kinder schlafen ’, англ.‘ The children sleep ’) отражает отношение между носителем действия, который выражен грамматическим субъектом, и самим действием, выраженным непереходным глаголом в функции предиката.

2-я модель S + Pv + O (нем. ‘ Er schreibt einen Brief ’, англ. ‘ He writes a lettre ’) отражает отношение между носителем действия (грамматический субъект), действием (переходный глагол в функции предиката) и объектом действия (прямое дополнение).

3-я модель S + PNs (нем. ‘ Ich bin Lehrer ’, ‘ Die Tanne ist ein Baum ’, англ. ‘ I am a teacher ’, ‘ The is a tree ’) отражает отношение тождества или общности и единичности. Структурный минимум этой модели образуют подлежащее и именное сказуемое, в котором именная часть выражена именем существительным.

4-я модель S + PNа (нем. ‘ Das Brot ist frisch ’, англ. ‘ The bred is fresh ’) отражает отношение предмета и его признака. Структурный минимум этой модели образуют подлежащее и именное сказуемое, в котором именная часть выражена именем прилагательным.

(2) По выполнению предложением определенной коммуникативной задачи оно квалифицируется как повествовательное, вопросительное и побудительное.

(3) Классификация предложений с точки зрения их полноты включает также три типа: распространенные, нераспространенные и эллиптические.

(4) Появление теории актуального членения предложения, разработанной Вилем Матезиусом, основателем Пражского структурализма, побудило к изучению предложения с коммуникативно-психологической позиции. Членение предложения на элементы, несущие известную информацию, и элементы, вводящие новую, коммуникативно-значимую информацию, которые Матезиус назвал соответственно темой и ремой, восходит, как известно, к идее Германа Пауля о психологическом подлежащем и психологическом сказуемом. Теория актуального членения предложения получила широкое распространение в синтаксических исследованиях. Лингвистика текста, выделенная в особую дисциплину во второй половине ХХ в., активно использовала эту теорию при изучении своего объекта, т.е. учение о теме и реме было перенесено с уровня предложения на уровень текста.

В середине ХХ в. синтаксис стал главной областью исследований американских ученых, которые разработали новые методы синтаксического анализа – по непосредственно составляющим и трансформационный. (См. п. 2 и п. 3 лекции «Основные методы американской структурной лингвистики»)

 

Лекция 6

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Уровень словосочетаний | I. Язык как открытая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.