КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соответствующие ОЗРП Нарушающие ОЗРП
7. План ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОПИСАНИЮ.
1. Понятие об орфографии. 2. Значение знаний о принципах орфографии для обучения правописанию. 3. Основной закон русского письма (морфофонематический принцип). Морфофонематические написания. 4. Фонетический принцип. Фонетические написания. 5. Дифференцирующий принцип (смысловой, логический). Дифференцирующие написания. 6. Традиционный принцип. Традиционные написания. 7. Классификация орфограмм.
1. Орфография (с греч. orthos - правильный и grapho - писать) буквально означает «правописание», т.е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов орфография и правописание не совпадают, второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию. В лингвистике различают пять основных разделов орфографии: 1) основной - передача буквам фонемного состава слов (написание приставок, корней, суффиксов, окончаний); 2) слитные, раздельные, дефисные написания слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила сокращения слов.
2. Длительный период споров между грамматическими и анти грамматическими направлениями в методике правописания только в советское время завершился безоговорочным принятием положения, что наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены разные особенности слова: лексические, грамматические, фонетические и т.д. Однако психологи и методисты заметили, что письмо на основе правил, избавляя пишущего от необходимости запоминания написания каждого отдельного слова, в тоже время не обеспечивает понимания орфографической системы в целом, не раскрывает взаимосвязи между правилами. Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа лингвисты объясняют тот факт, что школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они могли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является знание основного принципа русской орфографии (морфофонематического). Профессор А.Н. Гвоздев писал: «Ознакомление с принципами нашей орфографии поможет осознать основные черты нашего правописания, дает возможность охватить его в целом, тогда, как при изучении многих частных правил учащиеся часто тонут в деталях». Еще в 1960 г. вышла книга А.Н. Рождественского «Свойства русского правописания, как основа методики его преподавания». Но в массовой школе на практике осуществить такой подход к методике преподавания орфографии до сих пор не удалось. Такой подход осуществляется по программе развивающего обучения - системе Эльконина-Давыдова (автор учебника В.В. Репкин).
3. Природа русской орфографии раскрывается с помощью её принципов. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфофонематического принципа. Но сложность в том, что действуют и другие принципы. В лингвистике долгое время существовали два подхода к определению главного принципа русской орфографии: одни выделяли морфологический, другие фонематический. Суть морфологического принципа в том, что он предполагает единообразное написание морфем, независимо от их произношения. Морфологический принцип гласит: общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, не смотря на различия в произношении. Фонематический принцип опирается на учение о фонемах, используется соотношение сильных и слабых вариантов фонем: слабая позиция проверяется сильной позицией. Поэтому в качестве ведущего принципа русской орфографии выступает и фонематический принцип. Он гласит: буква обозначает фонему (т.е. звук в сильной позиции). Фонема определяется в соответствии с этим принципом, как ряд позиционно чередующихся звуков и называется по звуку в сильной позиции. Морфологический и фонематический принципы не противоречат один другому, а углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях по сильной позиции - от фонематического принципа, опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их признаки - от морфемного принципа. Поэтому точнее назвать основной принцип морфофонематическим. Осознание основного закона русского письма - морфофонематического принципа - позволяет установить связь между отдельными правилами правописания и действовать по единому алгоритму. Алгоритм. 1) Нахождение звука в слабой позиции (орфограммы); 2) Выяснение, в какой части слова (морфеме) находится данная орфограмма; 3) Подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему; 4) Выделение среди подобранных того слова, в котором нужный звук находится в сильной позиции; 5) Обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которая обозначает звук в сильной позиции. Примечание. Если орфограмма находится в корне, то та же морфема ищется среди однокоренных слов; если в приставке или суффиксе, то та же морфема ищется среди одноструктурных слов, т.е. также образованных. К морфофонематическим написаниям относятся орфограммы, подчиняющиеся следующим орфографическим правилам: 1) проверяемые гласные в корне слова (подбежал - бег - это написание относится к правописанию гласных в корне слова); 2) проверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова варежка - варежек, просьба - просит); 3) непроизносимые согласные в корне слова, которые можно проверить (сердце - сердечко); 4) гласные и согласные в приставках, пишущихся единообразно (все приставки, кроме оканчивающихся на з, с и приставок пре- и при- (подписал - подпись); 5) гласные и согласные в суффиксах, которые пишутся единообразно (березовый - сосновый); 6) гласные в окончаниях существительных (сидела на ветке - на земле), глаголов, прилагательных, полных причастий.
4. Фонетические написания находятся в резком противоречии с фонематическим принципом. Сущность фонетического принципа: буква обозначает звук, т.е., что слышим, то и пишем. К фонетическим написаниям относятся: 1) написания букв з и с в приставках, оканчивающихся на з, с (расписаться, разыграться, избежать, исписать); 2) написания гласных о, а в приставках раз- (рас-), роз- (рос): расписаться - роспись, развалиться - розвальни; 3) написание о, а в корне -зар- (-зор-): зори, заря, зарница, озарить, зорька, зарево; 4) написание е, и в приставках не- и ни- в отрицательных местоимениях и наречиях (никогда - некогда, никому - некому); 5) написание гласной ы вместо и в словах с приставками на согласную (играть - разыграть, интересный - безынтересный). 5. Смысловой принцип (принцип дифференциации значений) разграничивает слова, являющиеся фонетическими омонимами. Этот принцип применяется тогда, когда пишущий при помощи правописания хочет передать свою мысль, разграничить значения: компания (несколько людей) - кампания (мероприятие), поджог (сущ.) - поджёг (глагол), собственные и нарицательные имена (орёл - Орёл, Шарик - шарик), слитные и раздельные написания (полетел вверх - в верх доски). Для методики обучения правописанию смысловой принцип очень важен. На примере омофонов можно показать учащимся, что орфография - активное средство выражения мысли пишущего. При выборе написания данных слов действует два принципа: смысловой и морфофонематический, т.е. наблюдается тесная связь с лексикологией и словообразованием. Например: [лук] - горький лук, цветущий луг, [кот] - цифровой код, пушистый кот, [пос’ид’ел] - поседел от горя, посидел на крыльце.
6. В русском языке есть слова, которые пишутся так, как принято, в соответствии с традицией родного языка или в соответствии с традициями того языка, из которого эти слова были заимствованы. К традиционным написаниям относятся: Ø слова из словаря, т.е. с непроверяемыми орфограммами; Ø правописание гласных и, у, а после шипящих; Ø написания корней с чередующимися гласными, кроме -зар- (-зор-); Ø написание тех корней, которые зависят от смысла (обмакнуть перо в чернила, промокнуть под дождем; -ровн- (-равн-)). Многие непроверяемые в современном русском языке слова могут быть проверены, если обратиться к их этимологии (медведь - ведает, где мед; петух - петь; береза - белый). Также можно проверить заимствованные слова, если обратиться к языку-источнику (витамины, бастовать - баста). Написание -тся, -ться в глаголах на месте [ца]. Написание окончания -ого вместо -ова.
Классификация орфограмм (письменных знаков, не определяемых произношением) Связанные с обозначением Не связанные с обозначением звуков (фонем) буквами звукового (фонемного) состава морфем
Прописная Слитно- Перенос Сокращения буква раздельное слов написание
Орфограммы сильных позиций Орфограммы слабых позиций 1) жи - ши, ча - ща под ударением; 2) о-е после шипящих под ударением; 3) окончания -его, -ого; 4) -тся, -ться в глаголах 3 лица вместо [цъ].
Соответствующие ОЗРП Нарушающие ОЗРП (т.е. морфофонематическому принципу): (соответствующие другим принципам): 1) в корне (лесной - лес); 1) в корне (озарить - зорька и т.д.); 2) в приставках (поехали - поезд); 2) в приставках (приехал, расписался - 3) в суффиксах (липовый - кленовый); роспись); 4) в окончаниях (на ветке - на земле). 3) в суффиксах (замочек, ключик); 4) в окончании (искл. на ий, ие, ия).
Практикум по разделу «Орфография» Тема: «Понятие об орфограмме. Классификация орфограмм» Задание: Провести орфографический анализ текста, опираясь на данную классификацию орфограмм. Классификация орфограмм (письменных знаков, не определяемых произношением) Связанные с обозначением Не связанные с обозначением звуков (фонем) буквами звукового (фонемного) состава морфем
Прописная Слитно- Перенос Сокращения буква раздельное слов написание
Орфограммы сильных позиций Орфограммы слабых позиций 1) жи - ши, ча - ща под ударением; 2) о-е после шипящих под ударением; 3) окончания -его, -ого; 4) -тся, -ться в глаголах 3 лица вместо [цъ].
(т.е. морфофонематическому принципу): (соответствующие другим принципам): 1) в корне (лесной - лес); 1) в корне (озарить - зорька и т.д.); 2) в приставках (поехали - поезд); 2) в приставках (приехал, расписался - 3) в суффиксах (липовый - кленовый); роспись); 4) в окончаниях (на ветке - на земле). 3) в суффиксах (замочек, ключик); 4) в окончании (искл. на ий, ие, ия).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |