Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка речи

Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.

Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.

Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важна композиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.

Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика и практика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».

Вступление содержательно насыщенно, психологически подготавливает слушателя к существу речи и вводит его в процесс восприятия текста. При построении вступления следует учитывать несколько моментов:

– психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;

– содержательный – описание цели речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части;

– концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.

В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:

– правильность речи (орфоэпическая, грамматическая, речевая);

– точность речи (недопустимость двусмысленных, неоднозначных толкований);

– логичность речи (доказательность, аргументированность изложения);

– богатство и выразительность речи (использование стилистического арсенала выразительных речевых средств);

– уместность речи (корректность в применении оценок, уважительность к аудитории).

В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей разобранной темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка содержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко содержание и концовка тесно связаны между собой.

Все части ораторской речи тесно связаны, переплетены. Связанность достигается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.

Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может и ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

К публичному выступлению следует готовиться.

Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами. Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, дать им определенные сведения о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная атмосфера может вызвать у него дискомфортное состояние. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно; следует знать и учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень. Здесь принимается во внимание интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности. Не менее важно учитывать пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории по всем параметрам. Оратору следует иметь в виду, что тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией, так как у нее разные цели, разный уровень и особенности восприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оратор и его аудитория | Тест 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.