Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое синтез искусств?

Тема 1

Синтез искусств – единство художественных средств и образных элементов различных видов искусств (2 часа)

 

Лекция 1

 

Определение синтеза искусств:

От греч.sýnthesis – органичное соединение разных искусств или видов искусств в некое художественное целое, которое эстетически организовывает материальную и духовную среду бытия человека. Подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Оказывает на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

 

Повторяющийся в истории феномен:

  • Первобытность (ритуалы поклонения и жертвоприношения)
  • Древний Египет (погребальный комплекс)
  • Древняя Греция (празднества в святилищах: ритуальные шествия с дарами, игры, состязания)
  • Древний Рим (комплекс триумфальных действий)
  • Восточно- и западно-христианское Средневековье (храмовое действо: православная литургия, католическая месса в церквях и соборах)
  • Ренессанс (свадьба, празднества, приемы, маскарады, театрализованные представления во дворцах и палаццо)
  • Новое время (театральная культура, придворный церемониал, массовые действа в эпоху Великой французской революции, военные парады эпохи Фридриха Великого, Наполеона и Павла 1)
  • «Галантный театр жизни» эпохи рококо (требования красоты и комфорта в повседневной жизни)
  • Советское время (массовые действа: праздничные демонстрации, спортивные праздники).

 

Происхождение синтетических форм искусства связывают с синкретизмом первобытной культуры.

 

Синтез искусств связан с ритуальной культурой и культурой власти, а также духовными представлениями людей.

 

Предполагает непременное участие человека (живого или мертвого) и действенные (поведенческие)формы проявления.

 

Имеет коллективные формы выражения (более или менее многочисленный состав – от населения города до резидентов и гостей частного жилища)

 

Реализуется через массовое коллективное действие ритуального или сакрально-символического характера, выводящее участников на новый уровень бытия и сознания, отличный от повседневной жизни.

 

Эмоционально очень насыщенные переживания эстетического или духовного характера:

 

Чувство эйфории, гармонии Бытия, радости, подъема душевных сил, одухотворения, укрепления связей между людьми (чувство человеческого единения (каждого с каждым и со всеми вместе), «соборности»), социальной гармонии, единодушия («все в едином порыве»), гармонии с природой и Космосом, всей окружающей человека действительности.

 

Снятие различий и противоречий между людьми, человеком и миром, между реальностью и идеалом (вымыслом), искусством и жизнью. Мифологизация действительности. Чувство присутствия Бога и его растворения в каждой мельчайшей частичке мироздания.

 

Противоречие это составляет одновременно и проклятие, и благословение человека; оно обусловлено спецификой его существования как порождения природы, существа биологического, чье существование обусловлено средой обитания, и как социального субъекта, творящего самостоятельно свою историю, наделенного способностью изменять условия своего существования посредством создания искусственной среды жизнедеятельности, мира культуры. И творец, и творение.

Сознание себя частью природного сообщества и в то же время чем-то отличным от него – основная драма человеческой жизни.

Т.о. устранение этого противоречия в эстетическом переживании единства с миром обусловливает появление синтетических форм искусства и творчества как креативной (художественной) деятельности в целом.

 

 

Чувство абсолютной всеобщей гармонии Бытия (человека с самим собой, другими людьми, с социумом, природой, Вселенной) великого и малого, взаимопроникновение энергий и стихий, растворения индивидуального «я» в коллективном «мы», блаженства.

 

Потребность в синтезе возникает периодически в эпохи потрясений и крушений устойчивых представлений о мире

 

Задача синтеза – восстановить утраченную гармонию, душевное равновесие, духовные ориентиры и запечатлеть новую (обновленную, изменившуюся) коллективную Картину (Модель) мира, соответствующую уже существующим представлениям людей и/или искусственно навязываемую им по идеологическим соображениям властью духовной или светской (политической, экономической и т.д.).

 

Участие различных видов искусств обеспечивает формирование наглядно явленной и при этом искусственно созданной человеком Картины (Модели) мира, которая воспринимается им же сенсорно (на уровне различных органов чувств, участвующих в восприятии). Это позволяет трактовать такую искусственно созданную реальность как объективную данность, уже созданную, существующую объективно и данную в ощущениях, т.е. воспринимаемую подсознательно, на инстинктивном, дологическом (эмоциональном) уровне.

 

Это придает ей подлинность живого факта и создает ощущение «личного знакомства» и крепкого контакта с нею, веры в нее как в объективный факт бытия и абсолютную истину. Ее рукотворное, культурное происхождение как порождения человеческого творческого духа, искусственный объект, плод фантазии опускается.

 

Синтез искусств – есть прямой путь к мифологизации действительности посредством искусства (образной реальности), в чем собственно и состоит его главная цель и основная задача.

 

Т.о. природа синтеза искусств коренится в самом существе человека и его способности и потребности к творчеству, т.е. к выходу за пределы собственного «я».

 

Цель синтеза искусств – поиски выхода за пределы искусства (зоны эстетического) как собственно художественной реальности и слияние с эмпирической действительностью (реальной жизнью). Создание вымышленного, гармонизированного и упорядоченного средствами искусства «бытия», в мир художественной фантазии (социальной утопии, религиозно-мистического экстаза и т.д.), которое воспринимается (или должно по замыслу создателей восприниматься) некритично, «на веру», как объективно существующая реальность.

 

Т.е. подмена истинного вымышленным, поиски иллюзии, того, чего нет в окружающей жизни, но потребность в чем остро ощущается в связи с нестабильностью, кризисной ситуацией, нарушением привычного порядка или связей и т.д.

 

Различным видам искусства предоставляется функция обеспечения достоверности и подлинности таких ощущений у зрителя (потребителя, участника) через создание особой художественной среды, построения идеального пространственно-временного континуума, художественного топоса, в котором пространство, время и сам человек соединены воедино в гармоничном переживании гармонии Бытия.

 

Типы синтеза:

  1. Синкретичность (нерасчлененность, слитность) первобытной культуры на основе магии, искусства, производственной деятельности, единства с природой
  2. Синтез отдельных, художественно полноценных, автономных по сути и независимо существующих видов искусств, как правило, статических, или пространственно-пластических на основе архитектуры и времени (Капелла Медичи Микельанджело – архитектурно-скульптурный, росписи ватиканских Станц Рафаэлем – архитектурно-живописный);
  3. Синтез как результат слияния и взаимодействия различных составляющих внутри особых видов искусств - синтетических по своей природе (различные виды театра, кино, ТВ, эстрада, цирк) – в отличие от предыдущего вида синтеза здесь различные искусства соединены по принципу синэстезии, не могут существовать отдельно, каждый по себе (например, театральный спектакль – органичное соединение, сплав драматургии, сценографически оформленного пространства, декораций, музыки, пластики, игры актеров, искусства режиссуры, костюмов, грима, бутафории и реквизита);
  4. Перевод произведения одного вида искусства на язык другого (например, «Тихий Дон» - роман, удостоенный Нобелевской премии по литературе, и несколько вариантов его экранизации, телеспектакль, опера и др.) – часто используется в целях репродуцирования и популяризации (литературного) произведения для использования в средствах массовой информации;
  5. Синтез в виртуальных практиках (искусственно смоделированной реальности) - ….

 

Классификация искусств (в зависимости от характера восприятия определенными органами чувств):

Пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика, дпи);

Временные (музыка, танец, пантомима)

Статичные

Динамичные

Простые – синтетические (театр)

Рукотворные – техницизированные (фото, кино, видео, цифровое искуство)

Дизайн – универсальная комплексная система средового проектирования. Амбиции по социальному, материальному и духовному переустройству мира.

 

Синтез искусств имеет мифопоэтическую природу; он направлен на созидание особой (гармоничной, упорядоченной, духовной, возвышенной и т.д.) реальности для существования человека.

 

Предусматривает присутствие и органичное включение человека в продукт синтетической деятельности (например, ренессансная вилла гуманиста; участники советской демонстрации или прусского военного парада эпохи Фридриха Великого).

 

Подразумевает снятие противоречий, наглядную (чувственно воспринимаемую, иллюзорную) взаимосвязь между эмпирической реальностью и художественным пространством, их объединение и гармонию для преобразования жизни на духовной, эстетической или духовно-эстетической основе.

 

Теоретические обосновании потребности в с.и. – школа йенских романтиков (Германия, середина Х1Х в, Англия конец Х1Х в.) – Г. Земпер, Р. Вагнер, У. Моррис

 

Первый искусственно созданный синтез – стиль жизни в буржуазных особняках эпохи модерна (рубеж Х1Х-ХХ вв.) - О. Вагнер, А. Ван де Вельде, Ф. Шехтель и др. Комплексный подход к проектированию объектов (и людей).

 

 

История

Теория

Практика

Задачи

Основные принципы взаимодействия

Приемы

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендуемые маршруты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.