Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техносфера

Социальные условия информатизации

Темпы и содержание информатизации напрямую зависят от социальных условий, реальной обстановки, в которой она происходит, т. е. от состояния всех сфер жизни общества в контексте с ее предпосылками (см. раздел 1).

Сейчас в России процесс информатизации вступил в 3-ю фазу своего развития.

1-я фаза — начало 70-х годов — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). Не этом этапе создавались АСУ воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[136].

2-я фаза — 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (реакция на "вызов" Японии, заявившей о начале разработки машин пятого поколения). В 198S году программа была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.

1993 год — начало 3-й фазы, когда после распада CCCF возникла необходимость создания концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослаблена из-за принадлежности ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам CHГ

В России существенная для информатизации техническая предпосылка — уровень телефонизации — весьма невысок. ГЦ состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефоне ми занимает 33-е место в мире и 21-е в Европе. По оценкам экспертов количество персональных компьютеров в России в начале XXI века приближается к 27-30 млн.

Рассматривая технические условия информатизации в России, отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет надеяться на ее успешное развитие.

В качестве обнадеживающих тенденций можно назвать: сближение, по уровню, несмотря на проблему соотношения качество/цена, так называемых "красной" и "желтой" сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус-3-1".

Политическая сфера. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать "извне" и нашу страну.

Однако слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на совершенствование информационной среды.

Неглубокие корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации общества, отсутствие политической стабильности продолжают сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Экономическая сфера. В стране продолжается экономический кризис. Процесс демонополизации экономики развивается по схеме, весьма далекой от идеального варианта экономических предпосылок информатизации, рассмотренного нами в разделе 1. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать потребности и возможности военно-промышленного комплекса для информатизации.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств разнятся более чем на три порядка (для примера, стоимость одного суперкомпьютера составляет около 15—20 млн. долларов). Реальные финансовые средства для информатизации сегодня имеются в регионах, именно поэтому наиболее развит региональный вариант информатизации.

Проблема телефонизации будет решаться преимущественно за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", совместная эксплуатация военных спутников в рамках конверсионных программ и т.д.).

Культурно-духовная сфера. Ситуация в этой сфере может быть описана, на наш взгляд, следующим образом:

· информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (интеллект человека в лучшем случае располагается на одном ценностном уровне с его материальным достатком);

· не задействован высокий культурно-духовный потенциал общества;

· не высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность — лишь для 57,2%[137];

· компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об информационной культуре;

· к сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает, в России примерно в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем у его американского коллеги[138].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Готовность российского общества к информатизации | Специфика информатизации России и ее социальные последствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.