КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная безопасность России
Обеспечение информационной безопасности России [166]требует неотлагательного решения следующих ключевых проблем: · развития научно-практических основ информационной безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям политического и социально-экономического развития Российской Федерации; · формирования законодательной и нормативно правовой базы обеспечения информационной безопасности, в том числе разработки реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена для органов государственной власти и управления, предприятиями; нормативного закрепления ответственности должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности; · разработки механизмов реализации прав граждан на информацию; · формирования системы информационной безопасности, обеспечивающей реализацию государственной политики в области информационной безопасности; · разработки современных методов и технических средств, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации; · разработки критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификации; · исследований форм и способов цивилизованного воз действия государства на формирование общественного сознания; · комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышения мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих с секретной и конфиденциальной информацией. Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации является особо актуальной в современных условиях. Фактически сегодня уже осуществляется информационная экспансия для информационной экспансии со стороны развитых стран и созданы политические, экономические и иные предпосылки для установления нового мирового порядка и упрочения лидирующего положения США. Таким образом, мировое информационное развитие следует рассматривать как важный геополитический фактор, способный изменить отношения в мире. И сегодня, и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные задачи, непосредственно связанные с защитой национальных интересов, из которых первоочередными являются: · построение системы международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ; · выработка рациональной государственной политики по отношению к мировым открытым сетям типа Интернет с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры; · выработка мер против использования новых технологий в качестве информационного оружия, а также против угрозы информационного терроризма[167]. Решение этих задач является важной предпосылкой укрепления национальной безопасности, проведения эффективной внешней политики России с учетом реального информационного доминирования одних стран над другими. Особо важное значение имеет совершенствование и практическая реализация законодательной базы российской информатизации, основой которой является Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации, В статье 2 Закона определяются основные понятия, связанные с информатизацией общества, такие как информация, информатизация, документ, информационные ресурсы, персональные данные, конфиденциальная информация, пользователь (потребитель) информации и ряд других. Наиболее пристального внимания в плане отражения социальных аспектов информатизации заслуживает глава 2 — "Информационные ресурсы", в частности, ее статья 11 — Информация о гражданах (персональные данные), а также глава 3 — "Пользование информационными ресурсами". Дополнительный импульс политика российской информатизации в целом, а также в области информационной безопасности в частности получила после появления Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепции национальной безопасности РФ, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, а также Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", который ввел ряд новых определений, например таких, как "массовая информация", "информационные продукты", "информационные услуги". Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, основные положения которой входят в Концепцию национальной безопасности РФ, является системой взглядов на информационную безопасность, методы и средства защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Государственная информационная политика включает следующие основные направления: создание и развитие федеральных и региональных систем информатизации с обеспечением их совместимости в едином информационном пространстве страны; формирование и защиту информационных ресурсов как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности и ряд других. 11: Учитывая приоритетность создания инфраструктуры рыночной экономики, эта проблема в программе информатизации России должна быть отнесена к первоочередным[168]. В соответствии с этим, составляющими проектами информатизации России, в частности, выступают: · информатизация банковских систем; · информатизация услуг в обеспечении развития рыночной экономики. Цель — содействие занятости населения путем создания комплексного банка данных о потребности в рабочей силе на государственных и коммерческих предприятиях различных регионов, банка заявок о потребности в трудоустройстве и др.; · информатизация в области социального обеспечения. Цель — совершенствование пенсионных расчетов в условиях инфляции, учет материального положения малоимущего населения и др.; · информатизация налоговой службы; · информатизация бирж; · информатизация в правительственной управленческой сферы. Объекты информатизации — центральные, региональные, муниципальные и другие структуры. Цель — повышение оперативности и достоверности использования интегрального информационного ресурса страны, а также подготовка аналитических данных для принятия обоснованных управленческих решений; · информатизация в области здравоохранения, экологии, в сфере предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях экологического, техногенного и природного характера. Цель — обеспечение государственной системы охраны здоровья человека, контроля над экологическими процессами, а также обеспечение защитных мероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации; · информатизация образования. Объекты информатизации — школы, высшие учебные заведения, институты и центры повышения квалификации и подготовки кадров. Цель — перевод всей системы образования на качественно новый уровень подготовки специалистов путем информатизации учебного процесса, создания программ, классов и центров дистанционного обучения. Оптимальным вариантом технологического развития России на начальном этапе следует считать, по мнению В.Б. Симоненко, так называемую "военную" модель (с учетом американского опыта "подпитки" через рыночную модель) с перспективным выходом на модель Европейского сообщества, базирующуюся на сотрудничестве между правительствами и частными компаниями, представляя как бы вынесенную за национальные рамки "инновационную среду". Альтернативные варианты информатизации России Сегодня в России идет процесс разрушения предпосылок информатизации, соответствующих рассмотренному нами ранее классическому подходу к информатизации общества, что диктует поиск альтернативных вариантов развития процесса информатизации России. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое отставание России от передовых в этом отношении стран мира, такие, например, как заимствование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России; четкое определение черт социальных преобразований будущего; использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта личности. Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных на практике желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни личности, видимо, имеет особое значение. Необходим активный поиск конструктивных решений социальных проблем информатизации на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же — "правополушарный" регион, и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, идти своим путем и догнать передовые в информационном отношении страны. Вопросы для повторения к главе 3: 1) Охарактеризуйте изменения социальной структуры в условиях информатизации общества. 2) В чем заключаются специфика и проблемы трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном, информационном обществе? 3) Сделайте сравнительный анализ основных стимулов трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе. 4) Каковы основные подходы к разрешению проблемы предотвращения "общества потребления"? 5) Перечислите возможные варианты управления процессом информатизации общества в теории и на практике. 6) Каким образом может быть достигнуто усиление манипуляции людьми в ходе информатизации (таблица К. Хессига)? 7) Раскройте понятие "дегуманизация жизни" как возможный отрицательный итог информатизации (таблица К. Хессига). 8) Почему исчезновение многочисленных профессий отнесено к отрицательным последствиям информатизации общества (таблица К. Хессига)? 9) В чем заключается специфика проблемы информационной безопасности России? 10) Обоснуйте необходимость альтернативного варианта развития процесса информатизации в России.
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1. Новые подходы к образованию личности в современной информационной среде Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед мировым сообществом. Создание так называемых "информационных магистралей", очевидно, отразится на экономической, социальной, культурной и образовательной сферах. Это потребует также более широкого участия и конкретных действий со стороны международных, национальных и региональных организаций и учреждений. Так, например, ЮНЕСКО в своем Уставе формулирует следующие задачи: способствовать сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрять развитие народного образования и распространение культуры, а также помогать сохранению, увеличению и распространению знаний1. Непрерывное совершенствование технологий, касающихся предоставления информации, обеспечения доступа и обмена ею, требует принятия неотложных мер в этой области на международном, национальном и региональном уровнях.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |