КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нерепрезентативные выборки
Они, как правило, относятся к целевым и используются при глубоком исследовании отдельных объектов в так называемых качественных исследованиях. Этот тип выборок наиболее близок к журналистским способам отбора объектов для публикации. Опишем виды нерепрезентативных выборок. Стихийная выборка, не претендующая на репрезентативность, – это выборка «первого встречного на улице». Таким правилом часто пользуются журналисты, когда опрашивают несколько человек на улице и выясняют их мнение по какой-то злободневной проблеме. Стихийны все выборки в интерактивных опросах на телевидении, прессовые опросы, опросы в Интернете. Конечно, результаты таких исследований никак не могут считаться репрезентативными и точными, но дают некоторую информацию или конкретные аргументы для демонстрации такой-то позиции. Они могут быть использованы как разведочные исследования. Стихийная выборка в таких случаях формируется самими опрошенными и, как правило, это обычно бывают люди, наиболее заинтересованные в теме исследования, а также имеющие время ответить на предлагаемые вопросы. Типологической выборка называется тогда, когда выделяются типические объекты и проводится глубокое их изучение. С такой выборкой часто имеют дело журналисты, когда пишут, например, о типичном колледже с эстетическим направлением, типичном предпринимателе, имеющем небольшое дело и т. п. Вообще, журналисту, выбирающему объект, при всех вариантах полезно думать о том, насколько этот объект представляет (репрезентирует) аналогичные типы объектов. Выборка максимальной вариации, при которой исследуются объекты, обеспечивающие максимальное разнообразие информации, которая позволит изучить проблемы с разных сторон. Например, при изучении беспризорничества мы будем выбирать для журналистского материала детей из разных семей, с разной судьбой, разного возраста и образования. Выборка однородных (гомогенных) объектов, при которой, наоборот, в фокус исследования попадают люди с однородными признаками, и ставится цель как можно более глубоко изучить их ориентации или другие характеристики. Например, фокус-группа студенческой молодежи, зрителей канала СТС. Цепная выборка по типу «снежного кома» обычно используется в экспертных опросах, при исследовании респондентов, которых нелегко найти. В таком случае опрашиваемых просят назвать имена, адреса, места пребывания тех, кто мог бы еще участвовать в данном исследовании. Обычно поиск завершают в том случае, когда респонденты начинают повторяться и не приносят уже новой информации. Этот тип выборки тоже полезно знать журналисту, потому что ему часто приходится по этому методу разыскивать компетентных или причастных к изучаемой проблеме людей, чтобы всесторонне изучить ситуацию.
Но на самом деле в настоящем репрезентативном исследовании выборка обычно бывает не одноступенчатая и многоступенчатая, особенно если это касается широких общероссийских исследований. В таком случае сначала отбираются для исследования регионы, затем населенные пункты, потом места поиска респондентов, наконец, сами респонденты. Классической пятиступенчатой была выборка в исследовании аудитории «Литературной газеты». Объектом исследования, напомню, была всесоюзная городская аудитория, поскольку газеты в основном выписывали жители городов. В расчет выборки включался очень важный для аудиторных исследований показатель плотности подписки на «ЛГ» по регионам. 1 ступень. Выбор регионов. Было сформировано три группы территорий по уровням плотности подписки: высокий, средний и низкий, которые, в свою очередь, делились на три подгруппы с уровнями высоким, средним и низким. В результате было сформировано девять типологических подгрупп. Естественно, что в каждой из подгрупп оказалось по несколько регионов, которые потом типологизировались еще с учетом экономических и административных показателей. Затем в подгруппе регионы выбирались путем жеребьевки, то есть случайного, вероятностного выбора. Например, в группе с высоким уровнем плотности подписки наибольшим числом административных единиц были представлены Северо-Западный, Волго-Вятский и Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы. Например, из числа единиц Северо-Западного экономического района, входящих в подгруппу со средним уровнем, жребием была выбрана Мурманская область, из подгруппы с низким уровнем из состава Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов выбран Приморский край и т.д. Общее число планируемой выборки 2 000 человек было распределено пропорционально общей численности подписчиков, попавших в выборку, например, в Московской области нужно было опросить 1 351 человека, а в Калмыцкой АССР – всего 4 человека.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |