КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструктаж участников исследования
Доработка и тиражирование полевых документов Пилотирование полевых документов – пробное исследование Разработка инструментария исследования Этапы и процедуры социологического исследования Итак, предварительно изучена проблема, подготовлена программа исследования, в соответствии с ней определена выборка – это три первых этапа любого социологического исследования. Следующий шаг – составление методик, документов исследования. Инструменты исследования – это полевые документы, то есть методики, которые будут использоваться в «поле», или в полевом исследовании,– так социологи, по аналогии с геологическим термином, обозначают работу на объекте, в полевых условиях, то есть во время реального опроса или кодирования документов, наблюдения или эксперимента. Полевыми документами называются анкеты, опросные листы для интервью, кодификаторы (перечни категорий и признаков для контент-анализа документов), карты наблюдения и т. п. К инструментарию исследования относятся инструкции интервьюерам, кодировщикам и другим участникам полевого исследования, другие необходимые документы. Составление методик, полевых документов ведется в соответствии с целями, задачами, содержанием исследования, определенным в программе (об этом подробнее в разделе о методах исследования). Следующая процедура – пилотаж, то есть пробное исследование на предмет выявления того, каким образом работают полевые документы. Для этого выбирается небольшое количество объектов (респондентов, текстов и т. п.) и проверяется, как воспринимается, например, текст анкеты. Понятна ли она? Не сложна ли для заполнения? Сколько времени занимает, не надо ли ее сократить? Не вызывают ли негативного отношения некоторые (особенно оценочные) вопросы? Хорошо ли подобраны варианты ответов, не пропущены ли какие-то важные, с точки зрения аудитории, позиции? С респондентами, которые участвуют в пробном исследовании, нужно обсудить эти сложности и выслушать их предложения. Естественно, что после пилотажа анкета или другой полевой документ дорабатываются и тиражируются. Всегда нужно печатать их примерно на 10–20 % больше, чем запланировано выборкой, потому что анкеты у респондентов теряются, приходится делать замену объектов и т. п. Затем проводится инструктаж анкетеров, интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей – всех тех, кто в полевых условиях будет проводить исследование. Обычно помимо устного инструктирования существуют и письменные инструкции. Особенно подробно они разрабатываются для интервьюеров. Объясняется, каким образом себя вести, как вызвать желание отвечать на интервью, как интерпретировать те или другие вопросы, как следовать по структуре интервью. Часто интервью предполагает переход от одного вопроса к другому в зависимости от компетентности опрашиваемого в предыдущем вопросе. Например, если опрашиваемый не читает какое-то издание, о котором подробно говорится в интервью, интервьюер пропускает ряд вопросов, относящихся к этому изданию, и т. д. Иногда в процессе интервью показывают карточки, из которых респондент должен выбрать определенные ответы, или его просят ранжировать в карточках какой-то список (предположим, задачи СМИ) по важности. Короче говоря, все эти тонкости проведения опроса должны быть тем или иным путем доведены до сведения интервьюера. И, конечно, в научном репрезентативном опросе нужно провести обучение интервьюеров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |