КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основная часть. Вступление, или легенда
Вступление, или легенда Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты Как правило, анкета, или вопросник, состоит из трех основных частей. Здесь обычно коротко говорится о том, какова тема и задачи исследования (иногда она несколько модифицируется, чтобы быть доступной и понятной аудитории), кто проводит исследование, какова техника заполнения анкеты, гарантируется анонимность информации. Если это анкета, сообщается, куда ее переслать. Во вступлении очень важно замотивировать опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы благожелательно настроен. Итак, основные компоненты вступления: 1) исследовательская организация, 2) тема и цель исследования, 3) мотивирование опрашиваемого, 4) информация о технике заполнения вопросника, 5) гарантирование анонимности ответов, 6) адреса для возврата опросника или контактов, 7) благодарность за участие в исследовании. Здесь даются в соответствии с программой исследования вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Сгруппированные вопросы с примерами отражены в табл. 6. Таблица 6 Типы вопросов
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты: 1. Никогда не нужно начинать со сложных или по психологическим мотивам трудных для опрашиваемого вопросов. Начинать следует с простых контактных вопросов, которые заставят человека втянуться в процесс анкетирования или интервью. Затем сложность вопросов нарастает к середине исследования. К концу, когда человек обычно устает, ставятся тоже более простые вопросы. Внутри анкеты можно перемежать трудные вопросы с простыми. 2. Вопросы должны быть сформулированы ясно, доступно, адекватно языку и восприятию данной аудитории. 3. Вопросы нужно составить таким образом, чтобы отвечающий на них хотел дать достоверные и искренние ответы. 4. Вопросы не должны задевать чести и достоинства опрашиваемых. 5. Нельзя в одном вопросе формулировать два вопроса («Читаете ли вы еженедельник “АиФ”? Нравится ли он Вам?»). Как правило, человек отвечает только на один вопрос. Но если он даже ответит на два, вам все равно придется их расчленять при обсчете и анализе информации. 6. Ни в коем случае нельзя наталкивать формулировкой вопросов на определенный ответ («Не правда ли, “Коммерсантъ” объективное издание?»). 7. В вопросе должны быть необходимые пояснения: сколько вариантов ответов можно выбрать в вопросе-меню, каким образом заполнить таблицы, каким значком обозначить выбранный ответ (кружком, галочкой, подчеркнуть и т. п.). 8. Если это анкетный опрос, то предпочтительнее, чтобы основная часть вопросов была закрыта, то есть имела варианты ответов – тогда ее легче обрабатывать, хотя, конечно, все зависит от целей исследования. Если опрос разведочный, имеющий целью получить как можно более разнообразную и новую информацию, анкета может включать достаточно большое количество открытых вопросов. Но все-таки обычно открытых вопросов больше в интервью, особенно глубинных интервью, экспертных, когда важно получить мнения (даже редко встречающиеся, но ценные с точки зрения исследователей). Например, когда социологи факультета журналистики МГУ проводили интервью с экспертами по проблемам перспектив развития прессы, вопросы были в основном открытые. Однако нужно помнить, что их трудно обрабатывать, придется проводить частотный анализ и кодировку ответов на открытые вопросы. 9. Если нужно проверить объективность ответов, то наряду с основными вопросами предусматриваются контрольные. 10. Не стоит ставить их сразу после основного вопроса, лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что проверяют объективность его ответов. 11. В альтернативных вопросах ответы должны быть взаимоисключающими. 12. В вопросе-меню необходимо представить основные значения ответов, иначе можно получить искаженную информацию. Например, на вопрос: «Почему вы подписались на газету “Известия”?» в перечне можно пропустить ответ «по традиции, наша семья всегда ее выписывала» – и вы потеряете очень важный показатель причин подписки. 13. При составлении вопроса-меню важно соблюдать пропорцию между положительными и отрицательными ответами. 14. Варианты ответов должны формироваться по единому логическому основанию. Например, если вы сравниваете, какие темы интересуют читателя в прессе, нельзя наряду с темами политика, экономика, спорт и т. п. в варианты ответов записывать жанр – «репортаж». 15. Количество вопросов в основной части должно быть необходимым и достаточным: для массовой аудитории обычно не более 30, для школьников – не более 20. Хотя, например, журналистам, специалистам, вообще высокообразованной и заинтересованной в опросе аудитории, можно предложить и гораздо более длинный перечень вопросов. 16. Очень хорошо воспринимаются в анкете карикатуры или юмористические рисунки, которые поднимают настроение, заставляют критически мыслить, одновременно выполняя функцию релаксации, отдыха в нелегком деле заполнения вопросника. Паспортичка, или объективка Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке (пол, возраст, образование и т. п.) обычно являются группообразующими признаками. При обсчете информации важно не только получить так называемое «среднее по массиву», то есть суммированные мнения всех опрошенных, но и мнения различных групп населения. Вот поэтому очень важно, чтобы паспортичка была целиком заполнена, иначе анкету придется выбраковывать, она будет непригодна для счета по разным группам. Итак, паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т. п. Короче, «объективка» включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования. Но наиболее часто в сегодняшней социологии группообразующими признаками являются пол, возраст, образование, род занятий, место жительства и уровень дохода. При этом разные исследовательские фирмы дают разные варианты ответов (закрытых) на вопросы о социально-демографических данных (естественно, кроме пола, где нет разночтений). Возраст. В книге В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования» приводится дробная периодизация возраста, принятая в государственной статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, Образование, если оно членится подробно, может содержать следующие варианты ответов: Начальное (ниже 7 классов) Неполное среднее (7 классов до 1961 г., после – 8-9 классов) Общее среднее (10, 11 классов) ПТУ без среднего образования ПТУ со средним образованием Среднее специальное образование Незаконченное высшее (три курса и больше) Полное высшее образование Кандидат, доктор наук Часто эти шкалы укрупнены и предлагается перечень: Неполное среднее Среднее Незаконченное высшее Высшее
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |