Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Социология организации




ГЛОССАРИЙ

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

Полиандрия – вид семьи, где у одной женщины несколько супругов.

Полигиния – вид семьи, где один мужчина имеет несколько жен.

Семья – малая социальная группа, члены которой соединены кровным родством или браком, общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Функция – от лат. functio – исполнение, осуществление.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие социальной организации. Характеристики организации.

Роль организации в социуме.

2.Типология организаций. Формальные и неформальные организации.

3.Структура организации, ее влияние на поведение индивидов.

Функции организации.

4. Иерархии в организации. Управление в организации.

5.«Идеальный тип бюрократии» по М.Веберу.

 

Социальная жизнь индивидов осуществляется в организационных сообществах– организациях. Первичные организации – добровольные объединения людей, возникли в древности. Эволюционируя в месте с обществом, они претерпели значительные изменения. Социальные организации являются как продуктом совместной деятельности людей, так и активным субъектом социальной жизни.

Предметом социологии организации является «закономерности построения, функционирования и развития деловых организаций». К настоящему времени имеются различные определения организации, главным подходом является подход, выделяющий организацию, как иерархичную систему взаимодействующих индивидов. Функционирование данной системы направленно на ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ.

По мнению американских исследователей Г.Блау и У.Скотта, любая организация должна обладать формальной структурой. Д.Марч. и Г.Саймон утверждают, что организация представляет собой группу взаимодействующих индивидов. Организация – широко распространенное явление социальной жизни, практически вся жизнь индивида в обществе осуществляется в организациях.

Н. Смелзер определяет организацию как большую вторичную группу, которая «сформирована для достижения определенных целей».

Таким образом, главным характеризующим признаком организации является функция целедостижения. Организации – явление повсеместное, живое, иерархичное, меняющееся во времени и пространстве. Функционируя в рамках организации, индивиды вступают в отношения, имеющие различный характер. В организации индивиды, распределенные по социальным позициям (статусам), выполняют различные социальныероли, которые можно разделить на формальные, определяющиеся выполняемыми функциями и, как правило, закрепленными формальными документами, и не формальные (межличностные) отношения. Организация представляет собой важный элемент общественной структуры, чем четче организация осознает себя частью общественной системы, тем более гармонично она будет функционировать в обществе, тем более эффективно будет ее целедостижение. Организация представляет собой систему высокого уровня сложности, включающую в себя не только индивидов, но и подсистемы разной природы и уровня сложности (производственную, хозяйственно-техническую, психологическую и др.), организация многофункциональна.

Поэтому при анализе организации применяются достаточно сложные, комплексные методы ее изучения, применяется системный подход, сущность которого (применительно к организации) заключаются в рассмотрении организации как целостного объекта в условиях комплексного анализа.

Организации создаются в двух случаях, когда достижение общих целей организации осуществляется путем индивидуальных целедостижений ее членов, и когда достижение индивидуальных целей осуществляется через целедостижение общих целей организации. Эти 2 вида целедостижения характерны для двух типов организации: в первом случае– это деловые организации, а во втором – организации союзного типа. Для эффективного целедостижения необходимо, чтобы она имела структуры или отдельных индивидов, которые осуществляли функции координации и управления. Большое внимание к вопросам организационного управления уделял М. Вебер. Он разработал «идеальный тип бюрократии» - идеальный тип работников, осуществляющих управленческую деятельность (функцию управления) в организации. Главным достоинством бюрократии является высокая экономическая и хозяйственная эффективность деятельности, а также такие черты, как точность, знание, экономичность, минимум конфликтов и др. Как главный недостаток бюрократии М.Вебер выделяет:

действия по шаблону, отсутствие гибкости в действии, игнорирование особенностей управленческой ситуации. Согласно теории М.Вебера, разработав методы против недостатков бюрократии, можно достичь совершенного управленческого механизма, механизма управления и координации в организации. По мнению М. Вебера, “ будущее принадлежит бюрократии”.

Большой вклад в изучение организации внесли ученые К.Маркс, Т.Парсонс, А.Гоулднер, М.Крозье и др. Типологизировать организации можно по разным принципам: функциональным качествам, наличию формальных структур управления, времени существования, размеру, количеству персонала, целям, и другим принципам. Например, формальные организации, жестко ориентированные на целедостижения, располагают системой управления, сложной разветвленной структурой, объединяющей большое количество управляющих и управляемых звеньев. В такой системе люди объединены должностными функциями в централизованную иерархию должностных позиций и статусов, определенных формальными документами (положениями, уставами, инструкциями и др.).

Неформальные организации, как правило, возникают в качестве некого компенсационного механизма недостатков формальных организаций. Это компенсация осуществляется за счет самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. В такой группе людей (возникшей спонтанно) складываются неформальные нормы межличностного и межгруппового общения, в такого рода организации существует некая общность индивидуальных и организационных интересов, а целедостижение отличается по методам и средствам по сравнению с формальной организацией. В процессе функционирования общества возникают первичные группы индивидов, которые существуют и функционируют для достижения цели. Таковыми являются харизматические группы, где во главе стоит лидер, объединяющий людей силой обаяния личности и характера. Такие группы не имеют постоянной структуры и состава, ее функционирование полностью зависит от лидера. К другим видам неформальной организации, которыевозникают для защиты интересов ее членов, относятся добровольные ассоциации, которые имеют следующие черты: добровольное членство, безвозмездную работу, отсутствие связи с государственными органами.

А.И.Пригожин отмечает, что при анализе организации следует рассматривать ее с трех сторон: как средство достижения цели, инструмент решения общественных задач; как человеческую общность, специфическую социальную среду, и как безличную структуру связей и норм. Одним из важнейших свойств и характеристик успешной организации является синергетический эффект, который представляет собой «прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников, которые они обеспечивают».

 

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите примеры харизматическых групп и харизматическых лидеров.

2. Что такое команда в организации, назовите ее признаки.

3. Перечислите признаки синергетического эффекта.

4. Назовите формы функционирования организации.

5. Что такое тотальная организация?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.