Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая теория Э. Дюркгейма (1858 – 1917)




Создал французскую социологическую школу. К числу условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются " социальные факты ", совокупность которых – общество.

Также социология определяется Дюркгеймом как "наука об институтах, их генезисе и функционировании".

Что касается метода, то это должен быть социологический метод, в основе которого лежат принципы позитивизма — социальные явления – социальные факты необходимо рассматривать как вещи и исследовать их так, как исследует свой предмет та или иная естественная наука.

Основные признаки социальных фактов:

объективное существование по отношению к отдельным индивидам способность оказывать принудительное воздействие на индивидов

 

В противовес О.Конту, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении, Э.Дюркгейм упорно искал глубинные причины социальных явлений. Он утверждал, что "психологизм" должен быть исключен из числа факторов, детерминирующих социальные явления. Например, в своей работе " Самоубийство " (1897) Дюркгейм пришел к выводу, что источником самоубийств и преступлений является ослабление социальной сплоченности. Чем выше уровень интеграции (солидарности, сплоченности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуалистичны (соответственно, процент самоубийств в этих социальных группах выше), чем сельчане и католики. Одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам.

Дюркгейм утверждает примат социальной реальности по отношению к индивидуальной, ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

 

Социология М.Вебера (1864-1920)

 

Вебер использует в своих исследованиях понятие " идеальныйтип ", то есть "интерес эпохи", выраженный в виде теоретической конструкции. Он извлекается из эмпирической реальности и конструируется как теоретическая схема.

. Подобно тому, как идеальная модель конструируется естествоиспытателем в качестве инструмента, средства для познания природы, так и "идеальный тип" создается как инструмент для постижения исторической реальности. При этом Вебер разграничивал исторический и социологический "идеальные типы".

В чем же их принципиальное отличие?

Если история, согласно Веберу, должна стремиться к анализу явлений, локализованных во времени и пространстве, то задача социологии – устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временнóму определению этих событий.

М. Вебер положил начало " понимающей социологии ".

Чтобы показать, как применяется понятие "идеального типа", Вебер ввел в социологию категорию "понимания". Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает со­циологию от естественных наук.

"Как и всякое событие, человеческое... поведение обнаруживает связи и закономерности протекания. Но отличие человеческого поведения состоит в том, что его можно понятно истолковать" 1.

То обстоятельство, что человеческое поведение поддается осмысленному толкованию, предполагает специ­фи­ческое отличие науки о человеческом поведении (социологии) от естественных наук.

Социология, говорит Вебер, рассматривает поведение личности постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Только такое поведение может интересовать социолога.

Вебер сформулировал теорию социального действия, которое, по его мнению, предполагает два момента:

· субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии

· ориентацию на другого (других), которую Вебер называет " ожиданием " и без которой действие не может рассматриваться как социальное.

Социология должна ориентироваться на действие индивида или группы индивидов. При этом наиболее "понятным" является действие осмысленное, то есть направленное к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей и использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. М.Вебер выделил четыре типа социальных действий:

- целерациональное,

- ценносто-рациональное,

- традиционное

- аффективное.

Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традицией, либо подчиняясь исключительно чувствам (аффектам).

Вебер сформулировал принцип рациональности в общественном развитии. Его суть выражается в возрастании социальной роли науки.

Наука проникает прежде всего в производство, затем в управление, наконец, также и в быт – в этом Вебер видел одно из свидетельств универсальной рационализации общества.

Занимаясь изучением религии длительное время (например, капитальный труд "Протестантская этика и дух капитализма"), Вебер утверждал, что духовные ценности могут быть мощной силой, влия­ющей на социальные изменения.

Вебер был сторонником объективного подхода в социологии.

Он был против утверждения, что ученый должен быть реформатором или революционером. Ценности неизбежно оказывают влияние на выбор ученым объектов исследования, тем не менее он должен быть беспристрастным исследователем.

 

Современная западная социология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.