Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская и советская социология




Процесс самоопределения социологии в России завершился, как и на Западе, к началу 20-х гг. XX в. Условно можно выделить четыре этапа развития социологии в России:

Первый этап – 1860 – 1917 гг. В 1859 году выходят две работы П. Л. Лаврова «Механическая теория мира» и «Очерки теории личности», написанные в русле позитивизма. На рубеже I860 – 1870-х гг. появляются первые собственно социологические работы Н. К. Михайловского, написанные в рамках методологии позитивизма. В 1897 году вышел первый обзор по социологии на русском языке Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии».

В развитии российской социологической мысли первого периода можно выделить две особенности:

1) социологические исследования уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Преобладающими ориентациями в социальном мышлении России были славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество – с другой;

2) социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К. Михайловский), что оказало существенное влияние на становление социологии как самостоятельной науки.

В 1890 – 1900 гг. в русской социологии складывается ряд направлений:

1. Географическое направление представлено в работах Л. И. Мечникова и А. П. Щапова, которые объясняют неравномерность общественного развития влиянием географических условий.

2. Органическая школа, которая представлена работами Е. В. де Роберти, А. И. Стронина, П. Ф. Лилиенфельда, Я. А. Новикова. В основе теории Роберти понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии – простые психофизические отношения и психологические взаимодействия. Позитивное содержание его концепции состоит в идее решающей роли культурных факторов в мотивах человеческого поведения.

3. Социолого-юридическое (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяновский). Представители развивали проблему взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве.

4. Субъективная школа – самое значительное явление в российской социологии, которое ориентировалось на изучение человека в его специфическом социальном измерении. П. Л. Лавров утверждал, что индивид является единственной реальной движущей силой общества, поэтому социология является наукой, исследующей формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Н. К. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека и общества. Н. И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории.

5. Марксистская школа в социологии. К ней относятся М. И. Туган-Барановский, А. А. Богданов, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, до определенного времени П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, хотя их взгляды существенно различались. Так, Богданов отстаивал тесную и близкую связь социологии с биологией, разрабатывал проблемы социальной адаптации. Туган-Барановский создал учение о пяти основных группах интересов человека. Плеханов в наиболее полном виде изложил марксистскую теорию общественного развития. Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения Маркса о классах, классовой борьбе народных масс в истории, соотношении диктатуры и демократии.

Второй этап – 1917 – конец 50-х гг. ХХ века. На данном этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 1918 – 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1920 году в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение во главе с П. М. Сорокиным.

На протяжении двух первых десятилетий XX в. ведущей школой является неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев). Одновременно в русле религиозной философии оформляется «христианская социология» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк). В рамках марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов).

Высылка в 1922 году большой группы ведущих обществоведов из страны привела к снижению уровня российской социологии. В конце 1922 года закрываются кафедры общей социологии во всех центральных университетах, журналы «Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года – все немарксистские журналы. Основная направленность социологических работ на данном этапе состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма. В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы, социология была объявлена философской наукой.

Третий этап – конец 1950-х гг. – конец 1980-х гг. ХХ века – начинается на волне «хрущевской оттепели». Г. В. Осипов, Б. А. Грушина, Т. Н. Заславская, Ю. А. Левада, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова значительно расширили масштабы социологических исследований, предметом которых были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. Социологические исследования способствовали формированию специальных социологических теорий. Большое распространение получило «социальное планирование».

В конце 1960-х гг. позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Возрождение социологии началось с идеологической кампании, развернутой вокруг вышедших в 1968 году «Лекций по социологии» Левады, в которых отсутствовал партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности. Конкретные социологические исследования в 1970 – 1980-е гг. проводились, но подвергались жесткой цензуре, и лишь во второй половине 1980-х гг. вместе с реформами в стране начался современный этап развития социологии.

Четвертый этап – конец 1980-х гг. – до настоящего времени.Этот этап начался с образования социологических факультетов в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевских университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни. Введена ученая степень кандидата и доктора социологических наук. Современные ученые: Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.