Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, индивид, индивидуальность, личность (уровни, типы)




Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое культура?

2. В чем состоит сущность основных функций культуры?

3. Каковы основные элементы культуры? В чем заключается их роль в функционировании общества?

4. Чем отличается социокультурное влияние элитарной, народной, массовой культуры, субкультуры и контркультуры?

5. Почему в обществе возникают группы, способные нарушать или отвергать доминирующие культурные нормы и ценности?

6. Как называется социальное пространство, в котором отвергаются доминирующие в обществе ценности и нормы? Почему оно возникает?

7. Какие наиболее актуальные направления во взаимодействии культур Вам известны? Какое из них является наиболее продуктивным? Почему?

8. Какова социальная политика Республики Беларусь в отношении развития культуры?

Вопросы:

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность (уровни, типы).

2. Теории развития личности.

3. Социальное пространство, социальный статус и социальная роль.

4. Социализация личности.

5. Социальные связи и отношения.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид (лат. Individ – неделимый, конечный) – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида. В социологии личность определяется как:

– системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

– субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и др., что выражает личность современного человека. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

· природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

· биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

· наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей;

· социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:

1) собственно социальное как совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

2) специфически культурное как совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически и превратились в неотъемлемые черты индивида, которые позволяют другим считать его воспитанным;

3) нравственное – высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко‑культурных и социально‑экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В научной литературе существует множество типологизаций личности. В рамках самой общей выделяют следующие типы личности:

· модальный (усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе);

· базисный (наилучшим образом отвечает объективным условиям современного этапа общественного развития);

· идеальный (не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.