Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Социология массовых коммуникаций

 

Цель лекции: Раскрыть особенности такой отрасли социологии как «социология массовых коммуникаций».

Основные вопросы:

1. Объект и предмет социологии массовой коммуникации.

2. СМИ как важный институт социализации личности.

3. Методики и техники исследования СМИ.

 

Социология массовой коммуникации это социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности.

Возникновение социологии массовой коммуникации как отрасли социологического знания связано с возросшим интересом американских специалистов к изучению политической пропаганды в годы Первой мировой войны.

Объектом социологии массовой коммуникации является массовая коммуникативная деятельность как социальный институт. Предмет социологии массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей вышеуказанной деятельности, исследование которых определяет структуру социологии массовой коммуникации как науки и включает в себя все уровни – от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся на изучение как объекта массово-коммуникативной деятельности, так и структур непосредственно самих массовых коммуникаций и средств их функционирования.

Информация правит миром. Какие существуют способы распространения, передачи информации?

1. Коммуникация через средства массовой информации с помощью печатных и электронных средств массовой информации.

2. Коммуникация через организации.

3. Коммуникация через межличностные контакты.

Коммуникация от лат. – делаю общим – общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. В отличии от коммуникации животных, человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка.

К настоящему времени разработаны различные структурные модели коммуникации. 1948 г. амер. социолог Г.Лассуэл. Суть его модели заключается в последовательных ответах на вопросы:

1. Кто сообщает.

2. Что сообщает.

3. По какому каналу.

4. Кому сообщает.

5. С каким эффектом.

 

Кто Что По какому каналу Кому С каким эффектом
Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Эффект

 

Массовая коммуникация может быть определена как социальное взаимодействие, основной функцией которого является воздействие на широкие социальные слои через содержание передаваемой информации.

Что делает массовую коммуникацию массовой:

1. Социальная направленность.

2. Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.

Массовая коммуникация один из важнейших институтов современного общества. Без поддержания устойчивого обмена информацией между индивидами невозможно себе представить существование общества как целого.

На сегодняшний день СМИ являются одним из мощнейших рычагов политической мобильности. Проблема деятельности СМИ как фактора влияния на политический выбор стала выкристаллизовываться по мере демократизации общества в пореформенный период.

Подсистемы СМИ:

1. Печать.

2. Радио.

3. Телевидение.

1919 г. Д.Старч начал применять выборочные методы для изучения рекламы и потребительского поведения.

1930 г. – радио превратилось в разновидность масс-медиа.

Нач. 1930 г. – А.Кроссли использовал телефонный опрос.

1935 г. – Е.Роппер начал проводить национальные опросы для журнала «Форчун».

1935 г. – в Принстоне Гэллап основал Американский институт общественного мнения.

1937 г. – Г.Гаррисон впервые в своих исследованиях провел дневниковый метод.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является объектом и предметом социологии массовой коммуникации?

2. Что такое коммуникация?

3. Что такое массовая коммуникация?

4. Какие модели массовой коммуникации вы знаете?

5. Подсистемы СМИ.

 

Рекомендуемая литература:

1. Подщрецки Ю. Социальная коммуникация. М.: Гелиос АРВ, 2006.

2. Пузиков М.Ф. Социология СМИ и коммуникации. А.: Қазақ университеті, 2006.

3. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2006.

4. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М.: Гардарики, 2006.

5. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. М.: Аспект Пресс, 2005.

6. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003.

7. Козин Е.С. СМИ и выборы: ресурс и угроза политического мифотворчества. М.: Изд-во «ВК», 2005.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура. Природно-экологическаяОбщественно-экологическаяСоциально-регулятивная | Тема 14. Методы и техника проведения конкретно- социологических исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.