Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Методика обработки информации и анализ ее результатов

 

Цель лекции: Научить студентов анализировать и уметь обобщать информацию.

Основные вопросы:

1. Анализ и обобщение информации.

2. Проблемы репрезентативности полученных данных.

3. Особенности социологического исследования экономических процессов.

 

Анализ информации представляет собой своеобразную вершину всей процедуры социологического исследования, ее результат, ради которого все собственно и проделывается. По мнению В.А.Ядова, анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования.

Само слово анализ имеет ряд значений, однако практически всегда он связан с расчленением исследующего объекта на отдельные объекты.

Анализ информации строится на основе теоретических и методических принципов, положений социологии, логических и математических, статистических методов и моделей, а также других научных положений.

Сущность процесса обработки первичной информации состоит в обобщении ее. Собранная в ходе полевого этапа первичная социологическая информация представляет собой массив «сырых» данных. Эта информация не структурирована, она недоступна обозрению и не поддается непосредственному изучению. Поэтому самым первым шагом, который предстоит сделать в направлении анализа, является ее упорядочивание, уплотнение и компактное описание. Этот процесс осуществляется с помощью статистической обработки.

Другой важной процедурой упорядочивания данных, предшествующей собственно анализу, выступает типологизация.

Одной из важных задач любого анализа данных является проверка гипотез, сформулированных в программе исследования. В гипотезе формулируется предположение о наличии связи между двумя или более переменными. и на проделанном этапе анализа следует заняться поиском таких связей. Чтобы проделать это. Необходимо в идеале найти ответ на 5 основных вопросов:

1. Существует ли в реальности обозначенная в гипотезе связь между независимой и зависимой переменными?

2. Каково направление этой связи?

3. Насколько сильна связь?

4. Является ли связь статистически значимой?

5. Является ли связь каузальной?

Сегодня все чаще прикладные социологические исследования становятся инструментом профессиональной деятельности маркетологов, финансистов, политологов, журналистов.

Репрезентативность – показательный – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Достоверность и качество результатов статистической обработки зависят от того, насколько аккуратно и тщательно проделана работа по формированию базы данных.

Процесс непосредственного определения репрезентативности выборки складывается из этапов: сопоставление средних показателей распределений выборочной и генеральной совокупностей; сопоставление форм распределения этих показателей. Средний показатель распределения обычно берется как средняя арифметическая или средневзвешенная арифметическая этого распределения.

Маркетинговые исследования – система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации, их адресной реализации конкретным группам потребителей. Из элементарного инструментария, который в настоящее время имеется в руках маркетолога, можно отметить: различные опросы потребителей, фокус-группы, индивидуальные глубинные интервью, холл-тесты, кабинетное исследование, мистери-шоппинг.

Современные организации все больше интересуются информацией о том, что люди хотят и почему они это хотят. Проводить маркетинговое исследование означает прислушиваться к мнению потребителя. Их еще называют исследованиями рынка. Фирмы, производящие массовую продукцию, хотят знать: Что из себя представляют их клиенты?

Без маркетинговых исследований современный рынок невозможен. Он играет ключевую роль в проектировании новых товаров и услуг, распространении и рекламировании их наилучшим образом – через адресное распространение. Этот принцип, названный сегментацией рынка, предполагает: если вам известен социальный потрет тех покупателей, кому ваш товар наиболее подходит, вы сможете точно ориентировать рекламу, выбрать нужные средства массовой информации и эффективнее продвигать свой товар.

Объектом маркетинговых исследований является изучение и анализ действия всех факторов, связанных со снижением риска и неопределенности в сфере маркетинга: это может быть географический рынок, конкретная система, фирмы-конкуренты, внутренняя среда предприятия.

Метод исследования – способ проведения маркетингового исследования. Поскольку стоимость исследования определяется выбранным методом анализа, то способ его проведения выбирается на стадии формулирования проблемы. При полевых исследованиях это: опрос, наблюдение, эксперимент, панель, экспертная оценка. При кабинетных – анализ документов, прежде всего экономико-статистических.

Этапы маркетинговых исследований:

1. Определение проблемы.

2. Разработка плана сбора информации.

3. Сбор информации с помощью внекабинетных изысканий.

4. Анализ собранной информации.

5. Представление основных результатов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое репрезентативность?

2. Что такое анализ?

3. Как проводятся маркетинговые исследования?

4. Какие этапы проведения маркетинговых исследований вы знаете?

 

Рекомендуемая литература:

1. В.Ф. Анурин. Эмпирическая социология. М.: Академический Проект, 2003.

2. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования. М.: Академический Проект, 2010.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Методы и техника проведения конкретно- социологических исследований | Предпосылки возникновения социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.