Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры

Культура имеет множество значений.

Виды и уровни культуры

Основные формы культуры.

Социальные ценности и нормы.

Проблема взаимоотношений культур.

Понятие культуры и ее структура.

План.

Культура как социальное явление

Культура — чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру опре­деляют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупно­сти форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных и духов­ных памятников, символов, обычаев. А начнем мы с того, что подчеркнем различие между двумя важнейшими понятиями — обществом и культурой. общество — совокупность людей, культура — совокупность идей (материали­зованных и нематериализованных), носителем которых высту­пает язык.

Духовная культура: ядром и носителем являются духовные ценности, составляющие ядро и основу религии, науки, образования, нравственности, искусства как форм духовной культуры

Социальная, политическая, правовая культура: ядром и носителем являются социальные, политические, правовые ценности (ответственность власти перед обществом, права и свободы человека и др.

Экономическая культура: ядром и основой являются хозяйственные, экономические ценности (труд, собственность, удовлетворение потребностей человека и др.

Материальная культура: ядром и основой являются материальные ценности (продукты материального и духовного производства – вещи, чертежи, картины, книги и др.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, рус­ской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабо­чего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественно­го развития духовных достижений.

Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует.Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:

- средством утоления жажды,

- способом получения электроэнергии,

- средством транспортировки грузов,

- религиозным символом,

- санитарно-гигиеническим средством,

- местом развлечения, игр, отдыха,

- границей, отделяющей одну территорию от другой и т.д.

Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.

Итак, вывод: культура — это то, что выделяет человеческое об­щество из животного мира. Она — искусственно созданная — при помощи языка, мышления и символических значений — среда

Аккультурация ре­лигии, т.е. проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневе­ковье этого делать, кстати сказать, не приходилось. А все по­чему? Да потому, что сакральное (посмотрите в словаре зна­чение термина) и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала спе­циальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или первокирпичики.

Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность первых создает особую форму культуры — ма­териальную культуру. Она включает физические объекты, создан­ные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполня­ют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Они — тоже результат деятельности людей (и тоже артефак­ты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Немате­риальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия мате­риального посредника — галстука.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, те­ория культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функцио­нально с ним связанных.

Сделаем вывод: культура делится на материальную и немате­риальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им — артефакты, ибо это искусствен­но созданные вещи и идеи.

К базисным элементам духовной культуры относят:- обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры.

Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее эле­ментами и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в куль­туре, но не предписывают. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нор­мы — разновидность социальных норм.

обычаи, нравы, законы — именно в таком порядке должны выс­траиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

обычай — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Обы­чаи — одобренные обществом массовые образцы действий, кото­рые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, отрицание. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи — это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

нравы — обычаи, приобретающие моральное значение.

закон — нормативный акт, принятый высшим органом госу­дарственной власти в установленном конституцией порядке.

Человеческая культура неотделима от традиций.

Под традицией (от лат. traditio — передача; предание) правиль­нее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поко­ления в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов.

. Традиция показывает вертикальную ось времени то, что су­ществовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным.

Расширительная трактовка "традиции" и "обычая" произош­ла от того, что

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

ценности —социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описы­вают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, сделаем вывод: ценности принадлежат группе или обще­ству, а ценностные ориентации — индивиду.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

элитарная культура создается привилегированной частью обще­ства либо по ее заказу профессиональными творцами.

народная культура создается анонимными творцами, не имею­щими профессиональной подготовки.

массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, ко­торыми руководствуется большинство членов общества, называ­ется доминирующей культурой.

субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социо­логию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуингом. суперкультура — это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рожда­емостью.

 

Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения. Социальные институты.

План

1. Социальный контроль.

2. Социальное отклонение

3. Социальные институты.

Мы помним, социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность ус­военных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные факторы, определяющие поведение людей в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.