КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к самопроверке
Схематизируйте логику образования социума и объясните её. Почему экономика и политика признаются важнейшими социальными сфе-рами? Назовите элементы социального порядка. В чем заключена устойчивость социального порядка? Укажите причины и виды отчуждения личности от общества. Объясните влияние идеологии на религию. Назовите функции идеологии в социуме. Определите последовательно этапы развития социально-гуманитарной мысли. Объясните содержание прогресса социально-гуманитарной мысли. Назовите основные составляющие диалектики как системы принципов науч-ного познания. Дайте определение социально-системной трансформации. Поясните стратегические причины социальной эволюции в марксизме, либерализме и национализме. Перечислите обязательные признаки социально-системной трансформации. Объясните функциональное назначение и главное свойство индивидуальнос-ти личности. На логике какого фундамента она составляется?
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Абстрактный гуманизм – всеобщее человеколюбие; любовь по отношению ко всем социальным субъектам без исключения в контексте нейтрализации социальной ненависти; качество либеральной нравственности, связанное с всепрощением и долготерпением. Классово-национальная традиция рассматривает абстрактный гуманизм как утопию и лозунг либеральной пропаганды. Амбивалентность – двойственность, дуальность. Гипертрофия – значительноеповышение функциональной роли определенного социального элемента (субъекта или объекта). Гносеология – теория и процесс научного познания. Имманенция – неизменноефундаментальноесвойство, присущее опреде- лённому социальному элементу и исходящее из качества его системности. Космополитизм – составляющая либеральной нравственности в виде отсутствия чувства Родины. Противоположен традиционному патриотизму. Метафизический характер менталитета – в данном контексте имеется в виду, что существование менталитета как идеального элемента общественного сознания и личности ещё хронологически не проверено опытом. Менталитет может быть признан достаточно достоверным и зафиксирован научно лишь пос- ле выполнения своей стратегической функции по мере социальной эволюции. Модальная личность – среднестатистический социальный тип личности, наиболее характерный для определённой общественной формации. Номинализм – направление философской мысли, устанавливающее прио- ритет единичного и отрицающее возможность формирования нового системного качества в процессе интеграции отдельных элементов. Номинализм в социологии базируется на философии субъективного идеализма, который утверждает первичность личности в социальном строительстве и социальной эволюции. Прямо связан с либерально-идеологическим принципом атомизации социального и противоположен холизму. Праксиологическая вооруженность личности – формирование у человека социальных интересов и ценностных ориентаций по мере его социализационного развития, а также приобретение человеком опыта и поведенческих навы- ков в социальной жизни. Протекционизм – комплекс мер национальной и социалистической внеш-ней экономической политики по созданию льготных условий функционирования для отечественных экономических институтов. Социальная мобильность – движение социального субъекта в социальной иерархии (в частности, экономико-политической) с помощью определенных социальных факторов. Социальность – свойство системы личность – общество, обозначающее её конкретную идеологическую модель-формацию. Социологический позитивизм – направление социологической мысли, представляющее либеральную социальную эволюцию в контексте объективного идеализма («неклассический либерализм»). Теории Огюста Конта, Эмиля Дюрк- гейма и Герберта Спенсера составляют движение социума к капитализму на основании качественного изменения общественного сознания от традиционности к либеральной этике. Утверждает вторичность личности и базируется на философии холизма. Философская субнаучность – имеется в виду время приоритета абстрак-тной философской мысли в социально-гуманитарном знании. По сути, это эпоха Просвещения, когда социально-гуманитарная мысль уже значительно отошла от религиозности Средневековья, но ещё не оформилась как научная система по мере диалектического процесса социологической конкретизации. Холизм – направление философской мысли, утверждающее образование нового коллективного качества в процессе системной интеграции единичного. Социология холизма на этом основании определяет объективный приоритет коллективно-общественного в социальной эволюции и социальном строительст-ве и в этом контексте устанавливает абсолютную зависимость личности в соци- уме. С холизмом тесно связаны марксизм, национальная идея и западно-социо-логический позитивизм. Противоположен номинализму субъективного идеализ- ма.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Тема 2. Становление и развитие социологии (семинар 1): · социально-философская абстрактность и социологическая конкретика: критерии и рубежи перехода; · классификация социологических теорий; · философско-идеологическое основание типологии социологической мысли; · логика и основные этапы развития либеральной социологии; · социологическое становление общинно-традиционалистского знания.
Тема 3. Общество, культура, личность (семинар 2): · социальные потребности и интересы личности; · ценностные ориентации как высший элемент личностной системности; · личностная мотивация и общественный прогресс в теории М. Вебера; · классическая система личности; · менталитет личности; · социальные качества и социальный тип личности; · социальные факторы формирования личности; · либидо и культура общества в социологической теории З. Фрейда; · идеология и культура общества.
Тема 4. Социальные изменения (семинар 3): · социальная эволюция в марксистской идеологии; · социальная эволюция в либерализме; · социальная эволюция в западно-социологическом позитивизме; · объективный идеализм и вектор социальной эволюции в национальной идее; · динамика развития личности и этапы её социализации; · процесс социально-системной трансформации: определение и свойства; · диалектика и эволюция социально-гуманитарного знания.
Тема 5. Социальное взаимодействие (семинар 4): · социальная связь и её типологизация; · социальное действие и социальные отношения; · социальное действие в теориях М. Вебера и Т. Парсонса; · социальная коммуникация и её виды. Тема 6. Социальное поведение (семинар 5): · личностно-общественное единство; · отчуждение личности и его виды; девиантное поведение; · социальная аномия в теории Р. К. Мертона.
Тема 7. Социальная структура общества (семинар 6): · социальные признаки и социальные группы; · социальная иерархия общества; · социальный статус субъекта и социальная роль; · экономические признаки и иерархия экономических групп; · система производственных отношений и её группы; · политические признаки и политическая иерархия.
Тема 10. Социальное управление (семинар 7): · логика социального функционирования; · цель, ресурсы, средства и инструменты социального управления; · социальный порядок; · постиндустриализм и приоритет социального управления; · толпа и метод её формирования.
Тема 12. Методы сбора социологической информации (семинар 8): · методы сбора социологической информации; · опрос как метод сбора социологической информации; · социологическое анкетирование и интервью; · одномерный статистический анализ.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |