Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) I государствах осуществляют:

центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.

Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило распространение таргетирование - установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита. которыми должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (М1, М2, М3, М4), во Франции - только агрегат М2. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.


 

Т.2Сущность и функции финансов.

Понятие финансов. Термин «финансы» произошел от латин­ского слова fmancia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII— XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в ус­ловиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с раз­витием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера ох­ватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в про­цессе общественного воспроизводства определяются экономиче­ским строем общества, природой и функциями государства.

Финансы как историческая категория. Возникновение финан­сов как исторической категории обусловлено такими фактора­ми, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на со­циальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

4) создание централизованного государства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отноше­ния приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД.

С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX—XX вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие.

 

В развитых зарубежных странах важной сферой финансо­вых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные обще­ства. Акционерная форма предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила исключительное широкой развитие. Выпуск акций - одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбереже­ния в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка кор­порации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, которые находятся под строгим кон­тролем его финансового управления. Успех деятельности пред­приятий во многом определяется знанием руководителями ос­нов финансово-экономического анализа. Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления средствами предприятия) приобретают особо важное значение.

Финансы домашнего хозяйства в современных условиях ста­новятся важным участником процесса воспроизводства. Они формируют платежеспособный спрос страны и принимают ак­тивное участие на рынках товаров и услуг, труда, а также на финансовом рынке.

2.1. Финансы — экономическая категория

Финансы представляют собой экономические - денежные отношения, связанные с формированием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавли­ваются условия для появления этой категории. На второй ста­дии процесса производства - распределения (первичного и вто­ричного) — возникают финансовые отношения. Без участия финансов созданная стоимость не может быть распределена. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Воздействуя на производство, распределение и использова­ние (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит НД. Его объем определяет возможности удовлетворения потребности чле­нов общества, общественного расширенного производства и го­сударства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропор­ции развития экономики и ее структуры.

Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы.

Современная экономика не может существовать без финан­сов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и тд.).

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие произ­водства и повышение качества жизни граждан страны.

При экономическом кризисе, спаде производства, росте без­работицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается их жизненный уровень, уменьша­ется прибыльность хозяйствующих субъектов и как следствие по­являются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяют­ся бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функци­ям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реали­зации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение (денег незави­симо от движения стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товар­ного возмещения. При финансах происходит независимое одно­стороннее движение денег. Деньги движутся безвозвратно. Дву­стороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

 

Функции финансов

Финансовые отношения охватывают две сферы экономиче­ских денежных отношений:

1) опосредующих кругооборот децентрализованных денеж­ных фондов предприятий разных форм собственности и домаш­них хозяйств;

2) связанных с формированием и использованием централи­зованных денежных фондов государства, которые аккумулиру­ются в бюджетной системе.

Финансам присущи следующие общие черты:

1) как экономическая категория они тесно связаны с про­цессом производства, который существует в разных экономиче­ских формациях;

2) непосредственно связаны с товарно-денежными отноше­ниями и государством;

3) это стоимостная (денежная) категория;

4) осуществляют распределение (на стадии микроэкономики) и перераспределение (на стадии макроэкономики) ВВП и НД;

5) находят выражение в реальных денежных фондах, сово­купность которых составляет финансовые ресурсы.

Как экономическая категория финансы обладают функция­ми. Функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория долж­на выполнять.

Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение экономической категории.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют три функции: 1) распределительную, 2) регу­лирующую, 3) контрольную.

Распределительная функция. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юри­дические и физические лица, на макроуровне государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перерас­пределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последователь­ные ступени:

1) формирование фондов денежных средств. На микроуров­не создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства
домохозяйств, а на макроуровне централизованные средства государства;

2) распределение денежных фондов через финансовые инст­рументы. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домаш­него хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денежных фондов призвано обеспечить и на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне —улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных по­требностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы об­щества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального произ­водства к первичным доходам осносятся:

 

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производ­ства это начальный этап распределения, обусловленный за­конами товарного производства. Первичное распределение про­должается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость перераспределения НД связана: 1) с межот­раслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие ин­струменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате пе­рераспределения формируются общегосударственные фонды бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. До­ходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участ­вовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального дохода в Российской Фе­дерации происходит в интересах структурной перестройки хо­зяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов по­зволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные фонды, а фонды целе­вого назначения;

 

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное пере­распределение, а также между сферами и социальными группами;

4) создавать необходимые резервы как на уровне предпри­ятий, так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные с движением де­нежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количест­венно через финансовые ресурсы отображать воспроизводствен­ный процесс. Сущность финансового контроля — сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношени­ях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроиз­водственный процесс, сигнализирует о возникающих отклоне­ниях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспечен­ности необходимыми ресурсами производственного процесса. Контрольная функция финансов проявляется: 1) до наступления распределительного процесса, когда со­ставляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных пред­приятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении нало­говых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) кредитно-банковский контроль, при использовании прин­ципов кредитования и денежных расчетов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством госу­дарства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя го­сударственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйствен­ного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хо­зяйстве, порядок формирования и использования централизован­ных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Т.3. Финансовая система. Управление финансами

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отноше­ний, каждая из которых характеризуется особенностями в форми­ровании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, фи­нансы предприятий различных форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую вхо­дят общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в це­лом. Во вторую — финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процес­са денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и ис­пользования фондов денежных средств. Общегосударственные фи­нансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государ­ства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и соци­ального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие по­требности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти де­централизованные фонды денежных средств образуются из денеж­ных доходов и накоплений самих же предприятий.

Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, по­скольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фон­дов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т. е. на тех же предприятиях.

Однако такая связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый ис­точник своего формирования, создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав за счет предпри­ятий сферы материального производства средства в централизован­ных государственных фондах, к примеру в бюджете, государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отрас­лей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет дохо­дов от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического ком­плекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее время. Ведь процесс расширенного воспроизводства на многих пред­приятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным финан­сам, которыми государство имеет возможность маневрировать, при­надлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ре­сурсов между отраслями экономики, а также между регионами стра­ны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы прояв­ляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Управление финансами

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер го­сударственного внутреннего и внешнего долга.

Министерство финансов РФ и его органы на местах - важней­ший орган, осуществляющий управление финансами РФ.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

• разработка и реализация стратегических направлений еди­ной государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюджета;

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое раз­витие страны, на осуществление мер по развитию финан­сового рынка;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­ правлениях социально-экономического развития РФ;

• разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

• совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств го­сударственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: 1) участвует в работе по составлению долговременных и крат­косрочных прогнозов функционирования экономики, совместно- федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах,

подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

2) организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разраба­тывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального
бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

3) обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

4) разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

5) принимает участие в определении ценовой политики;

6) принимает участие в работе по совершенствованию стра­ховой деятельности в стране;

7) разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

8) разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

9) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудни­чество с международными финансовыми организациями;

10) разрабатывает проекты программ внешних заимствова­ний РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов Рос­сии являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты фи­нансирования промышленности; строительства и строитель­ной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хо­зяйства, пищевой промышленности и охраны природы; обо­ронного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.

Важное подразделение Министерства финансов Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

• действовать в строгом соответствии с законодательством;

• осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

• проводить проверки налогоплательщиков;

• ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически посту­пивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

• информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

• осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет от­ветственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

2) проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

4) проводить взимание недоимок по налогам, а также суммштрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за со­блюдением налогового законодательства при пересечении това­ров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой тамо­женных пошлин.

Финансовый менеджмент. В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эф­фективное управление ресурсами предприятий различных форм соб­ственности — финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной системы, централи­зованно планируемой социалистической экономики финансо­вый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений
и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет).
Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования:
объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продук­ции, что требует новых инвестиций на расширение производства
(приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Фи­нансовый менеджер должен определить оптимальные темпы рос­та объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в
случае банковского кредита - долгосрочный или краткосрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со все­ми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воз­действие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации соб­ственных акций и облигаций.

Национальные и транснациональные корпорации, имеющие организационно-правовую форму акционерных обществ, имеют крупные финансовые управления.

Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исход текущих и новых операций, финансирование этих операций, рас­пределение выручки от реализации продукции по соответствую­щим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т.е. соотношения основного и оборотного капитала, собст­венных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирова­ние и использование пенсионного и резервных фондов.

К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтер­ского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налого­вого обложения и информацию, предоставляемую государствен­ным органам.

Вице-президент по финансам с другими членами совета ди­ректоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включающие производи­мые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень за­работной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. Руководство корпорации долж­но предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, ка­ким образом новые инвестиции скажутся на финансовых ре­зультатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли.

Таким образом, основными методами финансового управле­ния являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды денег: действительные деньги и знаки стоимости | Т.3. Финансовая политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.