Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.8. Государственный кредит и государственный долг




Государственный кредит это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управ­ления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность го­сударства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юри­дическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случа­ях, когда государство берет на себя ответственность за погаше­ние займов или выполнение других обязательств, взятых физи­ческими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину цен­трализованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то га­рант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практи­ке достаточно надежные заемщики не нуждаются в государст­венных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заем­щиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства из­вестны случаи отхода от принципа добровольности при разме­щении займов. Если налоги движутся только в одном направлении от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата пере­плаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой госу­дарственного кредита является его возвратность и платность: че­рез определенный период времени внесенная сумма возвращает­ся с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности товары на складе, незавершенное производство, то при заимст­вовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество дан­ной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные зай­мы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заим­ствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный кредит выполня­ет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Положительное воздействие распределитель­ной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирова­ния расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и пога­шением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает при­носить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финан­сирования за их счет военных или социальных расходов, един­ственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимство­ваниями государства, зависит от их срока и процентов по кре­диту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государст­венного займа для инвестора, тем большую часть налогов выну­ждено направлять государство на их погашение. Чем больше ве­личина долга, тем выше доля средств, направляемая на его об­служивание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования эко­номики, государство может проводить ту или иную финансо­вую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производствен­ные затраты произойдет абсолютное со­кращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавате­лей и врачей, количество наличной денежной массы в обраще­нии останется без изменений, хотя возможно изменение струк­туры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые ЦБ РФ, являются важным инструментом регулирования лик­видности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода опе­рации получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог вы­соколиквидных государственных ценных бумаг стали предостав­ляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, го­сударство увеличивает спрос на заемные средства и тем са­мым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос госу­дарства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссуд­ного процента, тем более дорогим становится кредит для пред­принимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает биз­несменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную функцию финансов. Она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, так как предполагает возвратность и возмездность получения средств', 3) осуществляется финансовыми структура­ми и кредитными институтами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.