Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страховой рынок




Страховой рынок — это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники.

Покупатели страховой услуги — это любые юридические или физические лица, если это не противоречит условиям страхования. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

прямые страховщики — это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;

перестраховщики — организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными; в РФ перестраховочный рынок развит слабо; из 30 официально зарегистрированных перестраховочных обществ реально функционируют только 10;

объединения страховщиков — это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании «Ингосстрах», которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала. Крупными ассоциациями являются «Страховой союз России» и Всероссийский союз страховщиков.

кэптивы — акционерные страховые компании, обслуживающие корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп;

пулы — организации страховщиков или перестраховщиков, принимающие на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные и др.), исходя из солидарной ответственности всех участников;

общества взаимного страхования — организации некоммерческого типа, созданные на основе добровольного соглашения между юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов.

 

Географическое размещение страховых компаний неравномерное — почти 1/3 страховых компаний РФ зарегистрирована в Москве. Лидерами на российском страховом рынке являются московские компании. Ведущими по объему страховой премии являются «РОСНО», «Спасские ворота-Л», «Ингосстрах», «Военно-страховая компания» и другие компании.

Следует отметить довольно высокую концентрацию страхового рынка. Так, на первых десять страховщиков приходится 29% всех страховых премий по добровольному страхованию, на первые 20 страховщиков — почти 40%.

Посредники на страховом рынке — это страховые агенты и страховые брокеры. Страховой брокер — это предприниматель, который должен зарегистрироваться в уполномоченном государственном органе и органе страхового надзора. В отличие от страховщиков брокеру не нужно получать лицензию, но он должен быть внесен в реестр страховых брокеров. Страховой агент — это представитель страховщика. Он является его сотрудником или работает по поручению, соответственно он получает либо заработную плату, либо вознаграждение. Агент действует от имени и по поручению страховщика, у него обязательно должна быть доверенность страховщика с печатью и датой выдачи. Основное различие между брокером и агентом заключается не в том, что брокер — это предприниматель, а агент — не всегда. Основное различие состоит в том, что агент действует от имени и по поручению страховщика, а брокер от своего имени, хотя также по поручению. Причем, если страховой агент выполняет поручения страховщика, то брокер может выполнять поручения как страховщика, так и страхователя. Источник дохода брокера — комиссионные.

Страховой рынок РФ регулируется. Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Он выполняет следующие функции:

выдает лицензии для осуществления страховой деятельности;

ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также страховых брокеров;

контролирует обоснованность страховых тарифов;

устанавливает правила формирования страховых резервов;

разрабатывает нормативные и методические указания по страховой деятельности и т д.;

лишает страховые компании лицензий;

обращается с иском в арбитражный суд о ликвидации страховщика, если он нарушает законодательство РФ и др.

 

С целью усиления контроля за финансовым положением страховщиков 2 апреля 1999 г. Министерство финансов РФ утвердило Правила размещения страховщиками страховых резервов. В соответствии с этими правилами в покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

государственные ценные бумаги РФ, субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги;

векселя банков;

акции, облигации, жилищные сертификаты;

инвестиционные паи ПИФ;

банковские вклады;

сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

недвижимое имущество;

доля перестраховщиков в страховых резервах;

доля премий по рискам, принятым в перестраховании;

дебиторская задолженность страхователей, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

денежная наличность;

денежные средства на счетах в банках;

иностранная валюта на счетах в банках;

слитки золота и серебра.

 

Т.14. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей

 

Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей страны тесно связан с ее валютной политикой. В условиях регу­лирования мировых валютных рынков либерализация валютной по­литики стран с развитой рыночной экономикой, с одной стороны, учитывает произошедшие структурные изменения в мировой валют­ной системе, а с другой стороны, обеспечивает комплекс мер, на­правленных на оперативное управление валютным курсом, деятель­ностью валютного рынка и международной валютной ликвидно­стью.

Механизмом реагирования на изменения, произошедшие в миро­вой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование, которое представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и по­зволяет странам, используя законы рынка, разрешать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики.

Изменения в движении международных потоков денег и капита­лов оказывают влияние на состояние платежного баланса страны и воздействие на валютный курс в зависимости от того, как валют­ное регулирование скоординировано с различными направлениями Макроэкономической политики.

Являясь важным связующим звеном национальной экономики мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, большей эффективностью использовать все преимущества от уча­стия в мирохозяйственных связях, а с другой стороны, ограничивать Негативные воздействия мирового рынка на снижение курса нацио­нальной валюты, приостанавливать бегство национальных и зару­бежных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем, яв ляются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономи­ческих связей.

Важное место валютного регулирования в экономической поли­тике страны определяется следующими целями валютной политики, которые могут быть с его помощью достигнуты:

1) поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение не инфляционного экономического роста;

2) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

3) обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

4) создание условий для сбалансированности платежного баланса;

5) формирование золотовалютных резервов страны.

Для стран с переходной экономикой как важнейшую цель ва­лютной политики следует выделить необходимость также финансо­вой и экономической стабилизации, без которых невозможно дости­жение названных целей. Валютное регулирование в этом случае яв­ляется частью механизма финансовой стабилизации.

Для эффективности валютного регулирования большое значение имеют состояние национального валютного контроля и спектр тех валютных ограничений, которые определяются исходя из режима валютного курса и валютной политики.

Меры по валютному контролю направлены как против нелегаль­ного вывоза капиталов, так и против задержки платежей импорте­ров и на своевременный возврат экспортной выручки, полученной вполне легально.

Как и валютное регулирование, меры валютного контроля и су­ществующие в странах валютные ограничения являются составными частями механизма реализации валютной политики, проводимой в интересах структурных изменений в экономике для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валют­ных ценностей между странами, определенного их законодательст­вом. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки соверше­ния операций с валютными ценностями или распоряжения ими, ко­торые принимают форму валютных ограничений. В той степени, в какой меры валютного контроля и валютных ограничений за­ставляют участников валютного рынка поступить так, как предписано регулирующими органами, и изменить направление движения валютных и финансовых потоков, на внутреннем и на миравом валютных рынках, валютный контроль носит регулируют характер.

 

В качестве главных целей валютного контроля и валютных огра­ничений можно выделить следующие:

обеспечение экономической безопасности;

стимулирование развития внешнеэкономических связей;

формирование валютных резервов стран;

выполнение международных обязательств стран.

Для выполнения таких мер создается механизм валютного кон­троля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые ме­няются в связи с направлениями валютной политики. К органам ва­лютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специальный круг банков, через которые проводятся валютные операции. В России основным орга­ном валютного регулирования является Центральный банк Россий­ской Федерации, полномочия которого в этой области определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 9), а к органам валютного контроля относится наряду с Цен­тральным банком РФ правительство РФ. В качестве агентов валют­ного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, которые в соответствии с законода­тельными актами Российской Федерации могут осуществлять функ­ции валютного контроля.

Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительства стран. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении Министерству финан­сов, он реализует ту валютную политику, которую разработало пра­вительство, как, например, Национальный банк Венгрии. Осуществ­ление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой Министерства финансов Венгрии, которое осуществ­ляет эти функции через венгерский Национальный банк. В некото­рых странах существуют специализированные регулирующие орга­ны, как, например, в Испании, где валютный контроль, так же как валютное регулирование, осуществляют Генеральный директорат внешних операций Министерства экономики и финансов и Банк Испании.

В соответствии с определенными внешнеэкономической полити­кой страны направлениями внешнеторговой деятельности в форме международного обмена товарами, работами и различного вида устами основным требованием валютного контроля является соблюдение валютного законодательства, которое, как правило, предусматривает комплекс мероприятий по контролю за выполнением текущих операций и операций, связанных с движением капитала (в соответствии со структурой статей платежного баланса).

 

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН—МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую организацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3—4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).
Специализированное учреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3.Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов. ценных бумаг, золота.

4. Завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии: тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.


Мировая финансовая система: организация и структура.

Финансы выражают экономические общественные отношения, которые по-разному проявляются, и в каждом звене финансовой системы имеют свою специфику. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. Они участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП), распределяемого внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.


Из выше сказанного можно дать определение финансовой системе, как системе форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

 

Развитие внешнеэкономических связей сопровождается развити­ем международного кредита. Международный кредит это движе­ние ссудного капитала в сфере международных экономических отноше­ний, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности.

Объективной основой его развития является выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйст­венных связей при углублении специализации и кооперирования производства разных стран.

Участниками международных кредитных отношений являются как частные предприятия, коммерческие банки, так и государствен­ные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, которые выступают в качестве кредиторов и заемщиков.

Функции международного кредита отражают его сущность как механизма движения ссудного капитала.

Во-первых, одной из главных функций международного кредита является перераспределение ссудных капиталов между странами в интересах расширенного воспроизводства. Ссудный капитал на­правляется в отрасли тех стран, где обеспечивается наибольшая прибыль. Такой перелив капитала способствует выравниванию на­циональной прибыли в среднюю и росту ее массы.

Во-вторых, с помощью международного кредита происходит эко­номия издержек обращения в сфере международных расчетов. Ис­пользование кредитных инструментов — векселей, тратт, чеков и дру­гих -- ведет к ускорению безналичных платежей, к увеличению ско­рости оборота капиталов и повышению производительного его ис­пользования, -обеспечивая расширенное воспроизводство.

В-третьих, привлечение иностранных кредитов увеличивает кон­центрацию и ускоряет централизацию капиталов. Международный кредит является важным фактором создания крупных акционерных обществ, затрудняет доступ мелких и средних фирм на рынок ссуд­ных капиталов.

В процессе интернационализации хозяйственной жизни и расши­рения форм экономического сотрудничества стран происходит по­стоянное развитие и совершенствование форм международного кре­дита.

Классификация форм международного кредита осуществляетс по следующим признакам:

по срокам: краткосрочные кредиты (от 1 дня до 1 года);

среднесрочные (от 1 года до 5 лет, в некоторых странах до 7 лет,);

долгосрочные (свыше 5 лет).

В последнее десятилетие наиболее интенсивное развитие получил рынок краткосрочных ссудных капиталов. Краткосрочный международный кредит является важным условием высокодоходных спекулятивных сделок на международном финансовом и денежном рынках. Долгосрочный международный кредит используется для ин- вестирования в основные средства производства, обслуживает экс-I порт машин и оборудования, осуществление крупномасштабных про-j изводственных и научно-исследовательских проектов. Среднесрочные

 

кредиты сопровождают поставки потребительских товаров длитель­ного пользования и некоторых видов оборудования;

по назначению, т. е. в зависимости от того, в какой сфере кредитуется сделка:

коммерческие кредиты, обслуживающие международную торгов­лю товарами и услугами;

финансовые кредиты, направляемые на инвестирование в про­мышленность, на покупку ценных бумаг, на проведение валютной интервенции центральным банком;

промежуточные кредиты, используемые для обслуживания сме­шанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг;

по технике предоставления:

наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика, являющиеся важным условием для экспорта товаров;

акцептные кредиты, являющиеся акцептом тратты импортером или банком, дающими согласие платить;

депозитные сертификаты;

облигационные займы, которые используются для долгосрочного привлечения средств;

консорциальные кредиты, позволяющие заемщику привлекать особо крупные суммы на длительный срок, поскольку в качестве кредиторов выступают сразу несколько банков — консорциум;

по обеспечению:

обеспеченные; \

бланковые.

В качестве обеспечения могут выступать товары и товарораспо­рядительные документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость, зо­лото и другие драгоценные металлы. Залог, используемый для обес­печения, должен иметь высокую ликвидность, т. е. может быть лег­ко реализован.

Бланковые кредиты выдаются под обязательство (соло-вексель) должника погасить его в срок.

Международные кредиты различаются в зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора:

фирменные кредиты (частные);

банковские кредиты;

брокерские кредиты;

правительственные кредиты;

межгосударственные кредиты международных финансовых ин­ститутов.

Фирменные кредиты как форма коммерческого кредита предос­тавляются экспортером одной страны импортеру другой страны в форме отсрочки платежа за проданный товар. Он оформляется векселем или по открытому счету, применяется, как правило, при регулярных поставках и прочих отношениях между партнерами. Авансовый платеж импортера также относится к фирменным креди­там. Этот платеж осуществляется в счет предстоящих платежей за доставленные товары и выполняет двоякую функцию. Во-первых, аванс, достигающий значительной суммы (до 30%), является фор­мой кредитования покупателем продавца. Во-вторых, аванс является обеспечением выполнения обязательств, принятых импортером по контракту.

Банковские международные кредиты предоставляются экспорте­рам и импортерам под залог товарно-материальных ценностей. Су­ществует несколько видов участия банков в кредитовании внешней торговли:

банковский кредит, когда импортер или его банк выписывает долговые обязательства на имя банка кредитора;

банковский кредит, когда кредитующие банки покупают у экс­портеров кредитные обязательства (векселя, банковские гарантии и т. п.);

акцепт банками векселей, выставленных на них экспортерами или импортерами, при котором акцептант становится непосредствен­ным плательщиком по векселю.

С помощью банковских кредитов продавцу в форме учета тратт, факторинга, форфейтинга предоставляются возможности фирменных кредитов, ограниченные собственными средствами экспортера.

Брокерский кредит предоставляется финансовой компанией или банком под покупку ценных бумаг.

Межгосударственные кредиты предоставляются на основе меж­правительственных соглашений. Кредиты международных финансо­вых институтов предоставляются правительствам стран и открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков.

Все более широкое распространение получает такая форма кре­дитного обслуживания, как факторинг, который представляет собой покупку денежных требований экспортера к иностранному партнеру специализированной финансовой компанией. Факторинговая компа­ния, покупая дебиторские задолженности, оплачивает экспортеру Д° 70—90% суммы контракта до наступления срока их погашения, тем самым кредитует экспортера на срок до 120 дней.

К формам кредитования, ускоряющим оборот капитала, способ­ствующим снижению издержек обращения, наряду с факторингом относится форфейтирование.

Форфейтирование представляет собой покупку на полный срок на заранее установленных условиях векселей или других долговых и платежных документов банком или фирмой-форфейтером. Экспор­тер передает форфейтеру все коммерческие риски, связанные с не­платежеспособностью импортера. Форфейтирование применяется при поставках оборудования на крупные суммы с длительной рассроч­кой платежа от 6 месяцев до 5—7 лет. В результате продажи долго­вых требований улучшается структура баланса, уменьшаются ком­мерческие риски, упрощается бухгалтерский учет экспортера.

Международный кредит выполняет важную роль в развитии на­циональной экономики и мирового хозяйства в целом.

С одной стороны, с участием международного кредита обеспечвается непрерывность процесса воспроизводства и интернационализация производства и обмена. Международный кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетов и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи.

С другой стороны, международный кредит используется для ук­репления позиций иностранных инвесторов в конкуренции на миро­вом рынке и способствует обострению противоречий и диспропор­ций в экономике. Часто международный кредит является условием перемещения «горячих» денег, усиливая неустойчивость денежного обращения, нарушая стабильность развития валютных и финансовых рынков, дестабилизируя валютные курсы. В периоды кризисов и ме­ждународных политических потрясений и войн международный кре­дит является средством давления в отношении отдельных стран. Та­ким образом, двоякая роль международного кредита определяет то важное место, которое он занимает в процессе глобализации движе­ния денежных и финансовых потоков в современном мире.

В качестве главных целей валютного контроля и валютных огра­ничений можно выделить следующие:

обеспечение экономической безопасности;

стимулирование развития внешнеэкономических связей;

формирование валютных резервов стран;

выполнение международных обязательств стран.

Для выполнения таких мер создается механизм валютного кон­троля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые ме­няются в связи с направлениями валютной политики. К органам ва­лютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специальный круг банков, через которые проводятся валютные операции. В России основным орга­ном валютного регулирования является Центральный банк Россий­ской Федерации, полномочия которого в этой области определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 9), а к органам валютного контроля относится наряду с Цен­тральным банком РФ правительство РФ. В качестве агентов валют­ного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, которые в соответствии с законода­тельными актами Российской Федерации могут осуществлять функ­ции валютного контроля1.

Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительства стран. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении Министерству финан­сов, он реализует ту валютную политику, которую разработало пра­вительство, как, например, Национальный банк Венгрии. Осуществ­ление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой Министерства финансов Венгрии, которое осуществ­ляет эти функции через венгерский Национальный банк. В некото­рых странах существуют специализированные регулирующие орга­ны, как, например, в Испании, где валютный контроль, так же как валютное регулирование, осуществляют Генеральный директорат внешних операций Министерства экономики и финансов и Банк Испании

2.Основные показатели

Таблица 1

Финансовые показатели состояния предприятия

Показатели Расчетная формула (код строки бухгалтерского баланса по форме №1) Рекомендуемые числовые значения, источник
     
Удельный вес оборотных активов Среднее 0,6
Удельный вес запасов в имуществе Среднее 0,4
Удельный вес дебиторской задолженности в имуществе Среднее 0,1
     
Удельный вес денежных средств в имуществе Среднее 0,1
Удельный вес собственного капитала (коэффициент автономии) Среднее 0,5; >0.5; >0.6
Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости) Среднее 0,5; <0,4
Удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств (коэффициент покрытия инвестиций) >0,8-0,9
Удельный вес долгосрочного заемного капитала Среднее 0,1
Удельный вес краткосрочного заемного капитала Среднее 0,4

Б – итог баланса;

ВНА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы;

ЗИЗ – запасы и затраты;

ДЗ – дебиторская задолженность (общая);

ДЗТ – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

ДС – денежные средства;

СК – собственный капитал;

КО – краткосрочные обязательства;

ДО – долгосрочные обязательства

 

Таблица 2

Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия и имеющие рекомендуемые числовые значения

Показатели Расчетная формула (код строки бухгалтерского баланса по форме №1) Рекомендуемые числовые значения, источник
     
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс>0,1
Коэффициент маневренности собственного капитала Кмск=0,5 (среднее значение)
     
Финансовый показатель абсолютной финансовой устойчивости Ф1=СК-ВНА-ЗИЗ=(с.490- -с.190-с.120-с.220)ф.1 Ф1>0
Финансовый показатель относительной стабильности Ф2=СК+ДО-ВНА- -ЗИЗ=(с.490+с.590-с.190- -с.210-с.220)ф.1 Ф2>0
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов Дсос>0,6-0,8
Коэффициент финансирования (соотношение собственного и заемного капитала) Кф>1,0
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Кс<1,0
Коэффициент мобильности Кмоб<0,5
Доля заемного капитала в текущих активах Дзк=0,5 (среднее значение)
Индекс постоянного актива Ипа<1,0
Коэффициент покрытия Кп>1,0

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.